Сборка – важнейший этап мышления, выделенный и названный группой Сергея Переслегина. Сборка часто проявляется в известных и привычных способах организации мышления, но для развития мышления стоит осознать её и саму по себе.
Можно усмотреть узор – онтологическую схему сборки – например, так.
Жизненный цикл сборки
Схема 图 должна быть отброшена, когда понимание достигнуто.
Сборка, собирая исходные данные, обнаруживает существенное в них распределённым по смысловым силовым линиям – структуре узора. Сам узор – в виде схемы ли или другой затравки – может использоваться в разных сборках, как сборка сборок. Пример такого узора – схема-крест, законосообразно наполненная содержанием выше. Другой пример – крепко сбитая статья.
В одно и то же поле исходных данных, в одну взвесь актуальных мыслей и фактов можно запускать много разных затравок – вопрошаний и узоров, и делать разные сборки – под запрос. Сборка подразумевает потребность в сборке – и потребность в распаковке. Без этих потребностей сборка не возникает. Интерпретация симптомов собирается в синдром; когда синдром ясен, начинается лечение.
Но когда нечто использовано, оно может быть отброшено. Сборка – это этап мышления, но не оно само. Сборка – это характер ответа на характерное вопрошание, наилучший шаг в конкретных условиях. Если нет вопрошания, если не сформирована взвесь, не нужно и собирать. И наоборот, когда нет нужды в распаковке понимания – нет потребности в обращении к сборке.
Так, многие сакральные и таинственные знания представлены всем на обозрение в явном виде. Но пока потребности в ответе, в распаковке знаний нет, нет и читающего такую сборку. Примером может стать храм, стихотворение, икона, Схема 图. Кому нужно, тот собирает; кому нужно – читает сборку; и в том и том случае сборка оказывается отброшена, и это естественный шаг.
Целесообразное собирание сборок, удержание потенциальных вопрошаний и метаной – архивация.
Сборка как таковая – этап мышления
Сборка – яркий и наглядный этап мышления, без которого плодами мыслительной работы трудно воспользоваться – применить ли мысль, подхватить её, обсудить. Если нет сборки, мышление может быть трудным даже заметить – если оно имело место.
В мыслительной работе, особенно коллективной, организованная и компетентная работа сборщика может быть тем основанием, которое различает светскую беседу, дружеское обсуждение или даже самоповтор – от умственного труда.
Будем рассматривать сборку как таковую, как технику, этап, артефакт, результат.
Сборка – это переложение
Сборка как действие – выражение исходного материала в структурно иной форме.
Сборка подразумевает, требует переложения; можно сказать, сборщик – почти толмач. Например, презентация на основе текстов и обсуждений, или схема на основе текста, или стихотворение на основе мыслей и чувств – могут быть сборкой.
Основа отличается от результата сборки. Чтобы спровоцировать ум на сборку, можно заранее выбрать форму: более жёсткую, лаконичную, структурную, собранную, чем исходные данные. Для потока сознания выбрать тезисы, для чувств – стихотворение, для образа будущего – роман, для текучего и всеобъемлющего нарратива – отчётливый ритм и размер слайдов, для возвышающего ум и душу совершенства – храм, витраж, площадь перед храмом.
Переложение всегда ограничивает несоответствием выразительных средств. Вмещение исходного материала в целевой формат заставляет выделять в нём важное и располагать его в соответствии с узором. Если узор не усматривается – значит, нужно собирать по-другому.
Сборка – невовлечённая заинтересованность
Очень трудно находиться в материале и одновременно перелагать материал, дополнять сырьё и в то же время охватывать его целостность.
Поэтому сборка требует заинтересованного невовлечения.
Невовлечение – значит: ни процесс создания исходного материала сборки, ни его отдельные черты в данный момент не увлекают, не вовлекают столь же, как красота и целесообразность целого.
Заинтересованность – значит: внимательное, бережное, полное внимание к разным частям собираемого материала, желание, готовность и открытость увидеть и понять, какой узор проявляется на этом материале, по каким силовым линиям он выстраивается наиболее естественно.
Сборка – это инакое
Сборка как результат – имеет иную форму, иную цель, иную структуру, нежели переложенный – собранный – материал. Это означает, что нельзя текст переложить в текст той же структуры, или обсудить обсуждение, или один поток сознания переложить в другой поток сознания.
Сборка – подлежащее смещение материала в языке, смена языка, вращение в иммере – пространстве языковости.
Если форма сохраняется, то это скорее пересборка: из текста в текст, из графика в график.
Один и тот же материал может послужить основой для многих сборок под разные задачи. Например, если к проведённому совещанию отнести вопрос “что мы решили делать?” – то результатом будет одна сборка, если “о чём мы говорили сейчас?” – то другая.
Усмотрение цели, структуры, целостной формы сборки – первый и важнейший момент инаковости. Необходимо найти эту целесообразную структурную форму, чтобы сборка стала сборкой.
Сборка – структурна
Форма сборки с необходимостью более структурна, более конденсирована, чем форма материала-сырца.
Стихотворение, как правило, более структурно и внутренне организованно, чем обычный текст. Схема – накладывает гораздо больше структурных ограничений, чем обычная картинка. Статья заставляет привязать понятия языка к внутреннему ощущению понимания, нарезать его в фразы и главы, учесть внутренние параллели текста, рифму и ритм его осмысления.
Можно собрать текст в стихотворение или в схему, масштабный набор схем – в статью или книгу. Можно собрать набор соображений в презентацию: презентация – великолепно структурный формат.
Сборка – может быть распакована
Сборка – переложение, но и свёртка по силовым линиям структуры или узора.
Сборка подразумевает возможность распаковки – вдумчивого развёртывания собранного. Думать – это: присваивать объект ума как свой, размещать его во внутреннем пространстве внимания.
Это означает, что мощность информации заключена не только в самой информации, знаке – тексте, контексте, рисунке; мощна и содержательна сама структура, свёртка, узор, подлежащий этому знаку и организующий его. Именно мощь упорядочения делает сборку пригодной к распаковке и, в ситуации распаковки, более ценной, чем исходный материал.
Внутри сборки есть узор. Чем чище узор, тем плотнее сборка – и тем выше требовательность к распаковывающему. В пределе, имеющее имя – собрано не до конца.
Именно Ли 理 – естественная структура узора – единственно позволяет сборке быть распакованной, а значит мысли – быть подхваченной. Факты, не уложенные на миф, не выведенные из сознания отметившего эти факты на холст, доступный не только ему, но и всякому имеющему подготовку, – не могут быть различены. Чтобы факт внутреннего пространства, такой как понимание, мог быть различён и продолжен другим, он с необходимостью должен быть ухвачен и выражен как экземпляр универсального факта.
Мысль, собранная в текст, имеющий известную универсальную структуру и опирающийся на неё, имеет шанс быть распакованной, обдуманной, пережитой как своя. Если же мысль выражена совершенно оригинальным, ни на что не похожим способом, то и понимание её будет оригинальным, не похожим на исходную мысль. Великие учителя, когда учат, используют слова, и в жизни являются наглядным образцами сборки судеб.
Инструменты сборки
Главные инструменты сборки – внимание, памятование, схема и язык. Но можно дать более развёрнутый, хоть и неполный список:
- Онтологические схемы
- Плетение
- Техпакеты
- Масштаб, схема, наблюдатель – подход
- Огурцы и Продвинутые огурцы
- Метадокс, базовый баланс
- Пиктограммы
- Поэзия
- Презентация – слайды
- Чертёж
- Сюжет и нарратив
- Статья
- Слово
Сборщик
Большое видится на расстоянии. Сборщик, практически не участвующий в обсуждении, сохраняет позицию «над» игрой, метапозицию, и имеет возможность увидеть схему, общий смысл, который иначе теряется в частных обсуждениях и личных эмоциях.
Для сборщика важно важное и не важно неважное. Выделение важного в потоке сырого материала – это работа над внимательным высматриванием критериев различения в том, что кажется одинаково важным или одинаково неважным.
Сборщик – это роль, требующая и стоящая выделения. Секретарь на собрании, человек с маркером на совещании – сборщики.
Если роль сборщика не выделена, то его функция всё равно выполняется – либо мышление не идёт. Так, написание текста – подобна подготовке сырого материала, редактура – больше похожа на сборку. Автор часто начинает в одной роли, и продолжает в другой – именно таким образом получая итоговый результат. Текст, не прошедший авторской сборки, как правило, нечитаем.
Сборщик работает с материалом, вопрошанием, и вниманием: он усматривает то, что может различить. Результат сборки может быть объективным, как доклад или научная работа; процесс сборки – субъективен. Чтобы научиться быть сборщиком, нужно собирать и наблюдать собирание как таковое, в связи и отрыве от материала и вопрошания. Сборщик, учась собирать, собирает свои инструменты сборки – те, которые он может различать, объяснять, пользовать на разных материалах, при соответствующем вопрошании.