Ли 理 – паттерн, схема, принцип; чистая идея.
Состоит из двух иероглифов: Нефрит 玉 и внутри 里. Если рассмотреть кусочек нефрита на свет, то можно увидеть структуру камня, его прожилки, внутренний рисунок – который собственно и порождает, конституирует именно этот экземпляр. Отсюда возникает концепция узора, рисунка, на котором оседает та или иная реальность.
Если Гештальт ухватывает Целостность, то Ли ей предшествует. Жизненный цикл Целого спонтанно разворачивается по “силовым линиям”, структурам, схемам, Ли, которые и есть, в сущности, качество времени – характер временения, естественно доступная форма связи событий, сама их связь.
Возникает вопрос, можно ли говорить о целостности паттернов-Ли? Откуда берутся паттерны и куда они идут? Если Ли относится к другой категории, то почему и к какой?
Ли не есть то, что существует. Это не рисунок, а характер холста, на котором существование спонтанно проявляется. Проявленность рисунка реальности, повторяемость этой проявленности, Ритм и Рифма – ухватывается умом Наблюдателя, как паттерн, преднапряжение, узор, – что сообщает больше о структуре ума и о характере смотрения, чем о реальности как таковой.
Рассуждение о паттернах-Ли как о существующем – подобно попытке ухватить подложку реальности вместо самой реальности. Вернее будет сказать, что Ли – нет, нет целостности и нет холста. Форма без формы, в которой находятся все и всякие Ли, это Беспредельное – У Цзи 無極.
Можно назвать источник Ли, можно сказать, что проявление Ли всегда следует Дао, но в этот момент называния – ум уже описывает имена, существующие в уме и во внимании, он уже описывает лежащее на холсте, уже выражает рисунок узора, а не сам холст и не сам узор.
Паттерн-Ли может быть усмотрен, проявлен, скрыт, привнесён, разрушен, исчерпан, полон, пуст. Плетение – следует Ли.
Структура организации, ума, текста, мысли и всё прочее, что обладает существованием, может характеризоваться устойчивостью и естественностью, самодвижением – если является воплощением Ли, и быть неустойчивым, надсадным, противоестественным явлением – в противном случае. Это делает Ли одним из оснований Естественного управления.
- www.wikiwand.com/en/Li_(neo-Confucianism)
- Kent Palmer “Schematic Nerves”