Тело – единственный локус прямого проявления воли.
Если рассмотреть, как происходит развёртывание волевого усилия в теле, то окажется, что обслуживает его сложная система управления – начиная с ЦНС. Экономия ресурсов управления (центров обработки, путей получения и доставки сигналов) порождает явление психосоматики.
Психосоматика – влияние состояний центра управления, психики, на тело, обусловленное переиспользованием контуров управления и телом, и психикой.
Предельно упрощая: печень и желчный требуются для агрессивного расщепления съеденной пищи, поэтому эффективно “подключить” управление печенью туда же, где расположено и управление агрессией. Оборотная сторона: если в психике подавлена агрессия, то и желчный будет обделён управляющим воздействием, что приводит к застою в теле, – а это, согласно Парацельсу, единственная болезнь. И так далее и тому подобное – с другими чувствами, органами, цепочками.
Психосоматику и переиспользование управления в уме и теле активно исследовали и применяли в Индии и Китае, где были созданы соответствующие медицины и телесные практики. В таком изложении, все меридианы, каналы, двухчасовки (стражи), акупунктурные точки, перекрёстные влияния органов по модели “пяти стихий”, которые кажутся сперва, например, в китайской медицине произвольной дичью – приходят в согласие с современной наукой, в чём-то продолжая её опережать.
Обратный процесс – структурное влияние тела на ум, в том числе на познание и мышление – рассматривается реже. Это не соматопсихика, а соматическая когнитивистика: интересно влияние тела на саму структуру ума и возможность мышления.
Язык, сознание, ум – сквозь которые проглядывает мышление – несут отпечаток структуры телесной реальности в грамматике, внимании, обращении со временем. Мышление в абсолютной форме чистó от грамматики, внимания, времени: однако же, конкретные мыслящие люди прикасаются к мышлению только так.
Примером соматической когнитивистики является мандала человеческого восприятия: отражение пятичастной структуры тела на пятипозиционной структуре осознавания, известной как D2, Онтологическая схема, или даже по классической статье “7±2” (фундаментально, -2). Эта же схема развёртывается в наиболее насыщенные грамматические категории (сепульки сепулькарием сепулируют в сепулярии: кто, где, что делает, с помощью чего).
Эргономика (учёт человеческого) может снизить барьеры на вход в мышление и выход из него. Соматическая когнитивистика ставит вопрос об эргономике чистого мышления, признавая, что этим мышлением занимаются люди – по меньшей мере, как проводники.