Сложное D2

Плетёный подход к работе со сложностью.

Сложное D2

Сложное.png
Сложное.png

Плетение

Вопрошание порождает мышление как плетение:

С опорой на сущностный вопрос можно сделать продвижение в мышлении, делая новый стежок.

Схемы и нити подсказывают новое вопрошание.

Нить мышления тянется дальше.

Временение – внутреннее свойство и схем, и мышления.

В разных участках плетения, между вопрошаниями, время разное – соответствующее методу.

Связное, но различное

Плетение – как Игра в бисер: самые разные области знаний, подходы, метафоры и формулы, стихи и имена, всё формирует цельную (топологически связную) ткань мышления.

Сколько есть способов связать узелок (сколько знаешь схем, владеешь приёмами) – столько способов увязать различное.

И даже чуждое можно оплести по контуру, как паук оплетает муху, и втянуть в общее поле.

Сплетаясь, само-распускается

Нити мышления часто имеют много позиций, связей, сплетений. Подсказывают множество вариантов дальнейшего пути.

Вот схема D2 составлена. В какую сторону пойти? Что за схема будет с той или иной стороны? Сколько будет в ней позиций? Как плести дальше?

Каждый переход является сильным, упорядоченным, обоснованным. Но в итоге получается бескрайняя ткань, сшитая не везде, зияющая и манящая пустотами – неотвеченными вопросами.

Можно пойти в любой вопрос, плести в любую сторону. Когда пора перестать?

Мыслящий в плетении соблазняется на работу с техниками и архивами, схемами, узлами, сложными узлами, пересборками, гениальными ходами…

Инструментальность плетения может легко затмить суть.

Часть соблазна – в возможности содержательно продвигаться даже в дефиците различения важного от неважного.

Для работы со Сложным через Вопрошание – нужна эрудиция, аналоги и прототипы: схемы, нити.

Вопрошание исходит из ситуации, которая уже дана.

Зерно

Начальный замысел ухватывается в паттерне-Ли 理, и целое разворачивается прежде своих частей.

Разворачивание происходит как организованное Самодвижение – 自然。

Зерно – это и tagline, motto, миссия (если она подлинная), исторически сложившаяся структура города, структура материала, сущность задачи или явления, повторяющийся цикл контакта, воспроизводящиеся события.

Прорастает Семя – Зерно – до Замысла – глубинный образ реальности, ждущий своего проявления.

Как статуя, уже скрытая в мраморном блоке.

Чтобы увидеть зерно, вечное – нужен Шаман, проводник.

Циклическое время – крутится от прорастания к прорастанию, повторяет события, в частях повторяет целое.

Ритм и Масштаб.

Целое

Целое, Автопоэтическая система, может быть сложнее суммы своих частей, и всё же во всех своих частях нести особое свойство.

Целое обнаруживает собственное поведение, характер, Естественность, своё время, циклы, ритмы.

Жизненный цикл может выходить за пределы существования любой из частей.

Неуправляемое

Замысел, первоструктура, Ли 理 определяет логику своего развёртывания, воплощения, обналичивания.

Пойти поперёк структуры – значит, сломать, внести дефект, расколоть.

Целое, разворачиваясь из зерна, может менять своего исполнителя и приходить к тому же естественному результату. А значит, давший первый толчок – уже не вполне властвует над создаваемой сложностью, а во многом обслуживает её.

Когда ребёнок уже зачат, изменить его можно только насилием.

Мыслящий в разворачивании склонен к поиску Дао, активному недеянию.

Та самая идея, единственный подлинный метод, истинное переживание.

Так как Целое порождает собственные времена, увлечённый созданием (служением) Целому, взращиванию 养生 сущности-семени 精 легко может выпасть из актуальных событий, потерять адекватность моменту.

Внедрение ограничений

Соображения о сложном выражаются в введении ограничений – инвариантах, оставляющих только заданные степени свободы.

Нужна Воля и видение, ограничивающие произвол выбора набора ограничений.

Время протискивается сквозь сложность, как сквозь губку. Источник времени – в том, что входит между инвариантов. Сами инварианты мертвы.

Структурное

Жёсткость инвариантов позволяет опираться и на них, и на выводы из них – во всей сложной системе, настолько, насколько они действительно соблюдаются (имплементированы).

Инварианты порождают строгую структуру, не нарушающую их.

Недоказуемое

Теорема о неполноте: всегда найдётся ситуация, в которой нужен ещё один инвариант или ограничение.

Первичный набор инвариантов (аксиом) произволен, но ограничивает пространство возможного и невозможного, мыслимого и не мыслимого.

Имплементация инвариантов сложна и предельно требовательна к точности мысли. Есть склонность к произвольному введению инвариантов, см. Юстас.

Мышление в пространстве инвариантов само по себе отрывает от спонтанности и несовершенства, что чревато поздними тяжёлыми открытиями.

Зерно

Начальный замысел ухватывается в паттерне-Ли 理, и целое разворачивается прежде своих частей.

Разворачивание происходит как организованное Самодвижение – 自然。

Зерно – это и tagline, motto, миссия (если она подлинная), исторически сложившаяся структура города, структура материала, сущность задачи или явления, повторяющийся цикл контакта, воспроизводящиеся события.

Прорастает Семя – Зерно – до Замысла – глубинный образ реальности, ждущий своего проявления.

Как статуя, уже скрытая в мраморном блоке.

Чтобы увидеть зерно, вечное – нужен Шаман, проводник.

Циклическое время – крутится от прорастания к прорастанию, повторяет события, в частях повторяет целое.

Ритм и Масштаб.

Целое

Целое, Автопоэтическая система, может быть сложнее суммы своих частей, и всё же во всех своих частях нести особое свойство.

Целое обнаруживает собственное поведение, характер, Естественность, своё время, циклы, ритмы.

Жизненный цикл может выходить за пределы существования любой из частей.

Неуправляемое

Замысел, первоструктура, Ли 理 определяет логику своего развёртывания, воплощения, обналичивания.

Пойти поперёк структуры – значит, сломать, внести дефект, расколоть.

Целое, разворачиваясь из зерна, может менять своего исполнителя и приходить к тому же естественному результату. А значит, давший первый толчок – уже не вполне властвует над создаваемой сложностью, а во многом обслуживает её.

Когда ребёнок уже зачат, изменить его можно только насилием.

Мыслящий в разворачивании склонен к поиску Дао, активному недеянию.

Та самая идея, единственный подлинный метод, истинное переживание.

Так как Целое порождает собственные времена, увлечённый созданием (служением) Целому, взращиванию 养生 сущности-семени 精 легко может выпасть из актуальных событий, потерять адекватность моменту.