Иньская и янская полуволны одинаковы по длине: в первой 34 шага, во второй 30.
Мышление – то, которое мы шьём иглой вопрошания – тоже в основном происходит с изнанки мыслеткани: внутри мыслящего существа или сообщества, в когерентном состоянии сознания. А потом выныривает на свет – схемой, наблюдением, прогнозом.
Если проявленный мир – это Ян, то Божественное провидение – это Инь.
Френсис Бэкон предложил познавать Творца через Творение – ставить эксперимент. Это был переход от неясного, поэтического, вербального внешнего и сущностного, намоленного внутреннего – к ясному способу получения знания в старой пока что среде.
Эстафета мышления со временем попала к энциклопедистам: набор отчётливых фактов о Творении заслонил собой потребность в духовном поиске Творца, соблазнил собрать полученные знания в единый свод.
Вплоть до появления квантовой механики, познание двигалось в сторону позитивизма, знание (событие ума) заменялось фактами, собранными в книги.
Неклассическая физика, зрея с изнаночной стороны, почти не влияла на фасад: накопленные факты, наконец, оторвались от Творения вообще и стали путаться друг с другом, соблазнившись кибернетикой, “наукой о данных”, и, наконец, генеративными моделями, выдающими нечто, неотличимое от понимания, но внутренне пустое.
Следующей фазой должна стать новая схоластика, неясная вовне – непостижимая для ИИ, – и опирающаяся на личный опыт познания, на состояние мыслящего, на когерентность его сознания.
Так мышление кипит: и медленно, веками – и быстро, в одной нити. И от стежка к стежку, от идеи к идеи и от формата к формату – происходит самодвижение рассеивания и собирания, неизбежное, неумолимое, вообще не имеющее качеств, самопобуждённое и фрактально свойственное самому себе.