По Сунь Цзы, лучший способ победить противника – это разбить его замыслы.
Футуроцид, уничтожение будущего, – предельная форма войны: разбиение замыслов ещё до того, как они возникли. Победа в войнах наперёд.
Представьте себе человека, у которого один за другим забирают замыслы, мечты, собственные планы на жизнь. Со временем единственное, что может получиться – это манкурт: человек без своих намерений, покорный внешней воле, раб.
Футуроцид так же стирает из сознания народа мысли о возможностях, проектах, образах будущего. Остаётся всё меньше вариантов, о чём мечтать. Приходится брать чужие мечты и мечтать их, а в конце концов – просто покориться чужим смыслам, не имея собственных.
Футуроцид в России
Следы футуроцида можно увидеть в России: она мечтала о себе, и эти мечты стали запретными.
Пётр Первый проектно созидал Россию Морей. Надёжный выход в Балтийское море – цель невероятного действия: переноса столицы из центра России – на неосвоенную приморскую окраину. Екатерина Великая с подобными намерениями присоединяла Крым, осваивала Черноморское побережье. Дальше шли мечты о Босфоре и Дарданеллах. В XIX веке плавали в далёкие моря русские исследователи.
Мечта о России Морей получила смертельный удар в Крымскую войну, и была добита войной Японской. Теперь флот – скромный, маршруты – сухопутные.
Мечта о Мировой Революции – победе русских смыслов, торжестве советской гуманитарной культуры, – получила удар в Польскую войну и была добита Отечественной: Фултонская речь показала, что идея коммунизма теперь не может восприниматься как идея, она воспринимается как враг.
Мечта о Космосе как продолжении освоения человеком природы – начала гибнуть с программой Аполлон и высадкой на Луну, а скончалась с постановкой “Бурана” на вечный прикол – сразу после первого полёта, с чувством неизбывной досады: как же так, ведь сделали лучше, неужели всё тлен. Американская фантастика в это время продолжала давить на мечту о Космосе: что думать и мечтать самим, если обо всём уже написаны хорошие рассказы и повести, а позже – и сняты фильмы. Пойдите почитайте, посмотрите, сублимируйте.
Шрам футуроцида проявляется в ярком нежелании, даже невозможности смотреть в направлении “убитого” будущего. Это бессмысленно, бесполезно, пусто, не нужно этого делать… – такие аргументы.
И атомный буксир "Зевс" начинают тоже – придавливать. Объяснить само восхищение и восторг, вызвать эмоцию и мечту, на которой только и может случиться прорыв – оказывается сложно. Когда я рассказывал о “Зевсе” знакомому американцу, он ответил “О, ну, Илон Маск точно сделает это лучше” – что без сомнения патриотично, – но почему так же говорят в России? Потому что это шрам, нечувствительное слепое пятно, отчуждённая мечта.
Футуроцид – причина бессмысленных, эгоистичных, недальновидных предательств. Корень усталости войны, согласия на самое безнадёжное поражение.
Но где есть футуроцид, возможна и футуротерапия, что начинается с качественных забываний.