Субъект, по определению, осуществляет управление. Мы рассматриваем управление вместе с субъектом и его внутренним состоянием, поскольку без субъекта нет управления, только реагирование; нет ситуации управления самой по себе.
Наиболее уязвимое и могущественное состояние субъекта управления – состояние неопределённости. Когда ситуация сложная, дефицит информации и возможностей, время не ждёт, ничего не понятно до конца.
Неопределённость – трудно переживается психикой, ввергает в шок. Психика стремится обнаружить себя в определённой ситуации – коллапсировать из волны в частицу, завернуться на наблюдение самой себя – любой ценой. Такое поддержание иллюзии личности, на самом деле, иллюзия контроля.
Вот этот момент перед схлапыванием неопределённости психики – и есть ключевой, момент принятия решения, выбора, подлинной субъектности. Если его длить, можно попасть в чистое мышление. Но мешает ужас распознавания неопределённости, абсолютной недостаточности, непознаваемости.
Поддаться ужасу или проскочить его, даже не заметить связку ситуация-неопределённость-ужас и сразу начать действовать – опаснейшая ошибка управления, да и в целом потеря человеческого. Происходит повсеместно, бессознательно, незаметно и моментально. В сознание не успевает даже попасть момент ужаса, а психика уже от него защитилась.
Есть два направления работы с ужасом неопределённости: внутренний и внешний.
Внутренний – расслабление в неопределённости, ужасна ли она или нет, поскольку всё действительно так и есть, это и есть подлинная жизнь. Расслабление в способности не самоопределяться, но и продолжать осознавать неопределённость – большая сила.
Внешний – обретение опор: как мыслить в неопределённости, как различать её, как конструктивно выбраться, действовать? Модели, методы, инварианты, коды, плетения, узоры мышления. Если способ помыслить – подлинный, соответствующий структуре реальности, времени, ситуации, то знание такого способа позволяет выйти из неопределённости без попадания в неосознавание и ужас.
Динамический баланс между развитием внешних опор в неопределённости – и пониманием, что сущностно ничего не меняется, – это парадигма субъектности, путь человеческого.