Четыре аграрных цивилизации
Вот четыре цивилизации Евразии – в нескольких словах о формирующем их сельском хозяйстве, условии физического выживания народов.
Европа – полуостров пшеницы
Нужно договариваться о границах полей, устраивать виллы с рабами или агрохолдинги, развивать сельскохозяйственные технологии: на ровном бескрайнем поле эффективность любой механизации высока. Организация полей, рубка леса – постепенное организованное усилие, участники которого могут сразу закрепляться за форму зажиточности, оставаться в защищённых поселениях.
Индия – субконтинент рисовых полей
Поля нужно затапливать и обрабатывать руками, но каждое поле независимо от других. Большая семья может прожить на своём поле, повторяя одно и то же десятилетиями и поколениями, встречаясь с соседями только в храме. Технология важна, чтобы смириться с таким существованием (вот варны) – и построить красивейший храм, и войти в храм в самых ярких одеждах, и наполнить его самой чудесной музыкой.
Китай — область рисовых террас
Террасирование – дело огромной общины. Урожай зависит от координации водосброса: сытыми будут либо все, либо никто. Ручной труд может вестись на семейной террасе, но каждый год, каждый сезон – встречи с соседями и координация работ. Коммуникации постоянны и прагматичны, а не сакральны.
Афро-Арабы и далее — пустыни, пространства, оазисы
Нужно двигаться и балансировать пищу: пастбища и урожаи, – ведь где угодно может случиться беда или неурожай, а тогда до следующего освоенного пространства, может быть, сотни километров. Встреча с другим – это быстрый, опасный и необходимый договор.
Четыре цивилизационных трансценденции
Трансценденция – заземляется, имеет обратную связь прилаживания народов к выживанию. Вот приблизительные лады и разлады для четырёх цивилизаций Евразии. Они всегда в согласии с задачами сельского хозяйства и структурой порождённого им общества: Четыре аграрных цивилизации.
Прилаживание христиан
У христиан ключевая задача – стремление к Творцу. Через познание творения (мира, природы), через человека, через слово. Нужны все способы приближения к Богу. И так как Замысел может быть только совершенным, то совершенствование мира и слова – это способ приблизиться к Богу.
Нарушение пути к Богу – фашизм, сатанизм и гордыня. Возвышение выше Бога, отказ от самого стремления.
Прилаживание в дхарме
В дхармических народах идут к избавлению от страданий обыденности – и к преображению в радужный свет. Мир такой, какой он есть, вертится, как колесо; спасение – внутри.
По пути теряются любопытство и смысл, различение внешнего. Воспроизводство рутины не требует ни творческого приспособления, ни осмысления.
Прилаживание конфуцианцев
Конфуцианские народы, осваивая пространство между Небом и Землёй, движутся к благосостоянию и порядку, невозможным по отдельности. Только общественный порядок, реализация воли Небес на Земле, ведёт к процветанию.
Упорядочение и прагматика выхолащивают любовь, дружбу, дарение, святость.
Прилаживание в исламе
Ислам стремится к справедливости и благородству, которые связывают пространства и народы общим законом.
Но возвышение одного закона иногда приводит к пересечению предела жестокости (должно быть так или никак), потере восприимчивость к иному как заведомо несправедливому, неблагородному.
Краевые эффекты цивилизационных трансценденций
В каждой цивилизации есть краевые эффекты, сообщества, движения. Они сообщаются с цивилизацией как варианты, отражения, оппозиции. Подобно особенностям хозяйствования в более малых экосистемах. Так, Тибет, расположенный между Индией и Китаем, сообщается с трансценденциями цивилизаций, как сосуд; дополняет и отрицает их, как высочайшие горы опровергают жаркий речной равнинный быт.
Интересно упомянуть и мультимодальность России.
Лад и разлад интегральной трансценденции
Пятая, неустойчивая пока цивилизация – американская. Она лишена аграрного этапа становления: постоянный приток мигрантов более высокой технологической фазы не дал сформироваться устойчивому неолитическому режиму выживания.
В одиночестве переселённости – остаётся лишь сам человек и его успех. Успех среди других разных людей.
Американцы модифицируют своё сознание, изучают сознание и стремятся быть внутри себя таким же плавильным котлом, источником продуктивной целостности, что и общество вовне. Смешивают смыслы, приходят к упрощению языков, общедоступности коммуникации. Никто никому ничего не должен, но выживание – это держаться друг друга.
Американская трансценденция – это интегральность. Яркие пророки интегральности, такие как Кен Уилбер и множество великих психотерапевтов, произошли из или расцвели в США.
Разлад интегральной трансценденции – в попытке интегрировать неприемлемое, что приводит к бесчувственности и безразличию, скрывающим гнев и маркируемым как толерантность. Нарушение интегральности – выживание одних за счёт других: непригодных к коммуникации, не цельных, не имеющих друзей. Расчеловечивание народов целиком как интегрально некомпетентных, неспособность различить их собственную целостность.
Цивилизационные тройки
Когда мы обращаемся за инструментами и смыслами, мы черпаем из цивилизационных узоров. Они для нас как вода для рыбы: неощутимые, вездесущие, имманентные.
В Индии – это узоры Тела, Речи и Ума. Направленность на внутреннее реализующее.
В Китае – это узоры Неба, Земли и Человека. Направленность на всеобщее упорядоченное.
В Большой Европе – это Мышление, Коммуникация и Деятельность. Направленность на групповое изменяющее.
К сожалению, мне неизвестен базовый узор-тройка Афро-Арабской (и далее) цивилизации.
Собираясь в русский философский клуб, мы, скорее всего, окажемся в среде шизоидной по коммуникации (несколько неуклюжей, грубоватой, если смотреть со стороны) и мощной в мышлении и деятельности. Усердный выход за философские пределы группы – будет приближать далее к очищению предельного узора.