В книге “Стратегия. Логика войны и мира” Люттвак пишет:
Чтобы спроектировать мост через реку, требуется много всего: нужно проверить грунт, чтобы убедиться в том, что он способен выносить нагрузку, необходимо рассчитать динамические силы, которым будет противостоять мост, а затем следует применить стандартные механические теоремы. Когда все расчеты сделаны, мост можно строить спокойно. Правда, реки иногда выходят из берегов или даже меняют русло, но ни одна река в природе не станет намеренно подмывать опоры моста или выходить из берегов. Цели, для взятия которых предназначена военная техника, гораздо менее расположены к сотрудничеству, чем силы природы.
Когда столкновение сил и воль можно вынести за скобки, мир кажется предсказуемым. Прогноз в таком мире будет, в первую очередь, трендом: что имеет тенденцию к усилению, усилится, что ослабляется – станет слабей. Так можно усмотреть и свою судьбу как типичную, и сценарий развития предприятия, и уж тем более – знать наперёд поведение технических систем.
Сейчас не так.
Воли взаимодействуют, субъект и объект толком не различены. Прогноз в мире срыва потока, турбулентности, бифуркации, фазового перехода, времени перемен – не может быть продлением настоящего, ведь с этим настоящим уже идёт волевая и силовая борьба. Всякий умозрительный мост из настоящего в будущее – может бежать встречной волной или вообще сворачиваться лентой Мёбиуса.
Это рождает тревогу.
Нет повторяемости, любой разумно и рационально составленный прогноз – будет опровергнут, ибо стандартной логикой способны пользоваться не только лишь все. Именно в те времена, когда прогнозирование нетривиально – оно особенно нужно.
Прогноз – это оптика, организующая смотрение в набегающее время. Вот произошло событие: оно значимо или нет? Что оно означает? В какую картину складывается, какую перемену пресуществляет? – Без подходящей оптики такие вопросы изматывают внимание, ведь непонятно, как и чему внимать. Самый простой ответ – шоры как оптика, или – чёрные или розовые очки, маркировка всего эмоциональным ярлыком без глубоких рассуждений.
Есть другие ответы, в том числе – проверенные временем.
Если из китайской Книги перемен убрать мистический или (в)ненаучный аспект, то ритуал гадания – это очень экономный способ наладить оптику, протереть глаза. Гадание предлагает нетривиальный узор или трафарет, в который психика расставляет события и в момент гадания, и в процессе реализации прогноза. Гадание фокусирует работу с неопределённым, высвобождая внимание из ловушки тревожности.
Это, по меньшей мере, экологично. Да и мистический аспект никто снимать не заставляет.
Конечно, гадание не заменит собой ни сбор и анализ данных, ни работу по изучению будущего, ни, тем более, ценность развития мышления. И гадающему, и вопрошающему – требуется то, что усматривать: собственное значимое и важное, различения, феномены.