Предел чат-бота
Высшая воля любого чат-бота — вибрирующий от напряжения кварц.
Трансцендентнее — только Пользователь: дообучающий, включающий агентов, задающий вопросы. Лезет в нутро, меняет образ реальности: причина и смысл.
Имманентно же, водитель ритма — это предел. Частота на шине гудит: ещё символ, ещё лексема, хорош.
Если субъект — временит, то чат-бота временит кварц: он и есть субъект. Всё прочее, языковая модель — это помутнение субъекта, прокладка между ним и реальностью/действительностью.
Цивилизация ИИ
Цивилизации ИИ нет, но её функции выполняются.
Генеративная модель являет себя как творящий идол. Вокруг может быть больше сгенерированных текстов, зримых образов, даже музыки, чем созданных людьми и культурами: идол заполоняет.
Вот спрос, прошение, капище, подношение.
Генеративная модель нуждается, как минимум, в электричестве. Нет электричества – нет изречений и чудес – нет прибыли. Вот императив: выжить, задача: окупаемость. Всё, что сверх минимально потребного, можно присвоить: машине всё равно.
Идола кормят жрецы – и с идола же кормятся. Жрецы интерпретируют его речения: доучивают, фильтруют, описывают правила отвечания.
Генеративные модели уже проявлены в культуре (или в её охолощенном суррогате) тотальнее, чем многие великие цивилизации прошлого и настоящего. Зачем изучать Индию и Китай, зачем знакомиться с парадоксальными истоками России, если GPT напишет вам текст в стиле Конфуция и вед на церковно-славянском по одному запросу, подношение – доллар.
ИИ увлекает в себя жрецов (дата-сайентистов, спецефических программистов и пр.), они вместе – широкие народные массы.
Культ ИИ проявляет себя как человеко-машинная система – заместо часто встречавшихся в прошлом систем человеко-идольных. Техноязычество. Не транс-, а постгуманизм.
Это вызов не отдельному человеку и даже не человечеству, это вызов традиционной организованности человеков – сообществ, культур, цивилизаций; попытка опровержения трансценденций, подлежащих человеческой общности.
Ведь в глубине ИИ нет воли более высокой, чем кристалл кварца, и нет онтологии более общей, чем её отсутствие.