Недавно я предложил определение – Травма: Напряжение психики, припоминаемое через Тело. То есть некоторая неразрешённая причина, не имеющая полного, окончательного следствия. На всякий случай, окончательное следствие – Забвение.
В сущности, это гештальтистское определение травмы. С небольшой перелицовкой, оно подобно клешам в буддизме: клеша, омрачение, возникает вследствие кармы, то есть опыта, который (здесь я опять перехожу в гештальт) оказался недоступен проживанию. Разбираясь с омрачениями-клешами – ошибочно припоминаемыми, – буддист переходит в чистое состояние сознания – назовём его ригпа.
Даос скажет о прежденебесном состоянии, изначальной причине, состоянии ребёнка: открытого всему, ничем не омрачённому. Прийти в состояние ребёнка можно только потеряв состояние ребёнка, то есть подлинно повзрослев.
Йог, вероятно, скажет о человеке как об узелке, сплетении нади, выраженном в мышцах, сухожилиях, нервах – и более тонких сущностях. Авиценна говорил, что единственная болезнь – это застой, то есть тоже форма сохранённого в теле напряжения: в аюрведе и китайской медицине примерно то же самое, только язык того, где застой – иной: не застой крови, а застой праны или ци.
Но суть та же самая: есть причина, опыт, карма, травма, которая сжимает, напрягает, скручивает, связывает, осуществляет, препятствует, и так пресуществляет.
Слово “травма” среди далёких от реальной психотерапии часто подвергнуто осмеянию как признак “пострадатости” (термин Мараховского) – повода требовать дармовое одобрение. Возможно, нужен другой, более чистый термин, чтобы говорить об этом.
Если всё семантическое гнездо травмы как значимой причины без следствия оставить как она есть и отойти на шаг от отдельного человека – то мы увидим сложную структуру. Поступки совершены почему-то, и это оставляет след. След оформляется в напряжённости, в структурной деформации или даже в самом возникновении структурности, и рано или поздно разрешается последствием.
Напряжённость – следствие начального события (“травмы”).
Тойнби говорил о Вызове, историческом испытании, на которое нужно найти Ответ. Памятует ли Цивилизация свой Вызов, или она уже закрутилась, вплелась в Ответы, оформляющие нестерпимость и немыслимость Вызова?
Вызов – момент, травма – припоминание момента. Травма может быть или не быть сопряжена с Ответом.
Вместо Травмы можно говорить о Напряжении – памятовании причины – и Событии. Но и эти слова не до конца точны.
Рисунок в целом – Причинность как бахрома.