Инь и Ян ☯

Инь и Ян – опорное различение китайской натурфилософии.

Всякая вещь стремится распасться на две – или является двумя, проявляет оба качества. Это качества собирания и рассеивания, проникновения и принятия, объекта и фона, проявленности и переменчивости и так далее: при выборе всякого способа различения обнаруживается пара свойств, соответствующих Инь и Ян.

Свойства, как правило, не бывают чисты: если их выделить, то они так же распадутся на пару. Инь и Ян – фрактальный способ смотрения.

Так, самое тайное в мужчине – иньское, как сперма, семя. Самое глубокое в женщине – янское, как матка.
Китайцы считают: психика мужчины твёрдая вовне, как орех; а женщины – как персик с косточкой: твёрдая внутри.

Единство и взаимопроникновение Инь и Ян изображаются в схеме Тай Цзи – Великого Предела. Инь и Ян не борются, а сосуществуют – не могут существовать по отдельности.

Монада Великого Предела
Монада Великого Предела

Различение Инь или Ян принято обозначать сплошной или разрывной чертой – Яо 爻. Два Яо формирует четыре диграммы, три Яо – восемь триграмм, шесть черт – 64 гексаграммы, знака Книги перемен.


Смещение схем как Инь и Ян

Можно предположить, что Ян соответствует Саттве, Инь соответствует Тамас, а отношения между ними – Раджас. См.: Изменение через Санкхья.

Это сводит одну философию к другой, Санкхью к Книге перемен, осуществляя смещение. Схема, ухватывающая знание, легко проникает в другое знание, реорганизует его. Схема – это Ян, предметная область или область познания – это Инь.

Схема и предметная область должны быть комплиментарны, демонстрировать взаимное проникновение.

Схема, взятая из чуждой философии, должна либо раствориться в новой, принимающей её, – либо быть переосознана как включающая её зерно, оплодотворённая ей. Тогда смещение формирует целостность.

Инь

Ян

Инь в Ян

Ян в Инь в Ян

Ян в Инь

Инь в Ян в Инь

Аналогично не работает трактовка китайской натурфилософии как примитивной диалектики: так диалектика взрезает китайскую традицию, не входя с ней в комплиментарные отношения, действует как чистый Ян, как фигура, несущая с собой свой собственный фон.

Поэтому любой инструмент, метод, схема, подход, принесённый на почву конкретной организации, ситуации, области познания и деятельности – должен быть адаптирован к ней и акцептовать её в себя прежде, чем войдёт в силу адекватной применимости.


Инь

Инь – это концептуальная способность принять внедрение. Всегда комплиментарна Ян.

Обозначается прерывистой чертой, кит. 陰 – 阴, буквально “тёмная сторона холма”.

Ассоциативный ряд:

  1. 0
  2. Покой
  3. Пространство
  4. Холод
  5. Тёмное
  6. Тяжёлое
  7. Мягкое
  8. Женское
  9. Фиксация расширенного пространства
  10. Фон (для фигуры)

Ян

Ян – концептуальная способность осуществлять внедрение. Всегда комплиментарен Инь.

Обозначается цельной чертой, кит. 陽 – 阳, буквально “светлая сторона холма”.

Ассоциативный ряд:

  1. 1
  2. Подвижность
  3. Время
  4. Жара
  5. Светлое
  6. Лёгкое
  7. Твёрдое
  8. Мужское
  9. Расширение пространства
  10. Фигура (на фоне)