Идея Открытого общества, противопоставляемого Закрытому, общеизвестна и модна.
Если я правильно понял, Открытое общество по Попперу – это страна элоев, демократия западного образца, а Закрытое общество – это, конечно, восточное царство морлоков, которое нужно уничтожить.
Такая бинарная оппозиция двух штампов – слабый шаг, подходящий только для пропагандистской борьбы.
Поэтому мы попробуем рассмотреть Открытое и Закрытое общество как более широкие, географически независимые идеи и утопии, и поместим их в тройственную модель санкхья.
Саттва: Открытое общество
Идеал Открытого общества – принцип полноты, достаточности, удовлетворённости, и при этом поступательного развития через внутреннюю свободу.
“Открытое” – значит открытое внутрь себя, способное делать внутреннее различие “враг” – “иное”, и входить в дискуссию с “иным”. Это положение делает Открытое общество универсальным: оно может вместить любую группу, делая более важным общественный договор – и личный нравственный выбор.
С другой стороны, “иное” может быть злом. Открытое общество шаг за шагом заново разоблачает зло, сперва дав ему шанс проявиться. Это шанс для зла оказаться благом – и это риск для личной безопасности каждого индивида, не защищённого от зла априори.
Открытое общество – утопия счастья и свободы отдельных людей в справедливом и интересном мире, совмещённая с издержками присутствия личного риска.
Под это описание отлично подходит коммунистический идеал. Советы – высшая форма прямой демократии, Верховный совет, состоящий из доярок и рабочих, “народных депутатов”, и в целом идея диктатуры пролетариата – это инструмент борьбы с внутренним злом, а злом является произвол на местах: “товарищ оступился”.
Подходит и идеал либеральный, либертарианский, капиталистический. Риск – личное столкновение каждого с обществом в ходе построения своей судьбы при неравенстве стартовых условий.
Раджас: Закрытое общество
Закрытое общество – фиксация неустойчивости, конструкт, существующий в ходе старательного балансирования. Его закрытость – фиговый листок, прикрывающий неизбежность внутреннего риска.
Общие дети, контролируемое образование, в том числе идеологические мероприятия, вроде секспросвета или истории КПСС, могут быть маркерами Закрытости: это основной путь внутренней консервации, демонстрирующий страх внутреннего изменения, – а значит, неустойчивость к этому изменению.
Закрытое общество – попытка пребывать в длящейся бифуркации. Поэтому, при постановке цели построения коммунизма к 1980 году, невозможно было признать факт, что он построен: наша бифуркация – быть “строителями коммунизма”, подобно Ницшеанской верёвке от животного к сверхчеловеку, а не “потребителями коммунизма”.
Состояние бифуркации, если умудриться сделать его не точкой расщепления, а областью натужного дления, – может быть запредельно продуктивным: это подобно совершению особых психотехник с целью перейти в состояние поэта: жить тяжело, но стихи изливаются сильные.
Но в конце концов система всё равно пойдёт вразнос.
Тамас: Химера
Промежуточное состояние между Саттвой и Раджасом – открыто-закрытое закрыто-открытое общество, принуждающая химера открытости.
Являются ли Соединённые штаты Открытым обществом? Судя по всему, нет: количество несвобод в мышлении зашкаливает. Штаты, прикрываясь риторикой Открытого общества, в действительности не могут нащупать устойчивость в отсутствие врага. После падения СССР врагом назначили террористов, злых диктаторов, китайцев, русских. США – идеологически закрытое общество. Однако, если судить хотя бы по американской литературе или по судьбам иных эмигрантов, например, профессуры, – в США есть действительная возможность свободной самореализации.
Такой же химерой являлся и СССР периода упадка: нельзя назвать его ни неэффективным, ни несправедливым; нам известно целое пространство интересных судеб, бывших естественными в СССР. Но идеологическая неустойчивость, внутренняя закрытость была феноменальной. Не будучи способным творчески переосмыслить марксизм, СССР был обречён, – даже если в нём жили и работали миллионы интереснейших, талантливых людей, создавших Академгородок, Луноход и Буран.
Химера формируется толерантностью к собственному обществу, отсутствием реагирования на отходы от былых идеалов. Пассивность инерции, мутная смесь Светлого и Активного в матрице Тупого и Скучного. То, что мы наблюдаем чаще всего на самом деле.