Христос учил (Мф 22:39): “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Ницше, устами Заратустры, возражал:
Разве призываю я вас любить ближнего? Скорее я посоветую вам бежать от ближних и любить дальних!
Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше любви к человеку – любовь к делам и призрачным видениям.
И там и там подразумевается первичное обнаружение себя – среди ближних ли, дальних, дел, видений. И если в этом обнаружении нет любви к себе – то нет и основания для любви к ближнему и пр., а тогда см. Коринфянам 13:1-3.
Человек, компания, клуб, народ, империя, всё начинается с восторга от самого себя. И вместе с этим восторгом заканчивается.
Если наш человеческий облик – не по образу и подобию Бога, то природа важнее, лучше бы без нас, и пора вымереть. Вот и основание экологической, трансгуманистической, инклюзивно-капиталистической повестки.
Если моя страна не прекрасна в своей судьбе, в достижениях и стремлениях, то зачем мне составлять её? Я составлю другую, здесь ли, там ли.
У Андрея Платонова “Народ Джан” обретает своё существование в восторге со-выживания. Мы живы! У нас есть дети! У нас есть вода! У нас есть будущее!
А значит, есть Мы.
Россия конституируется (-овалась?) восторгом Суворова и челюскинцев, Гагарина, “Салютов” и “Мира”. Границы России нигде не кончаются, ни во льдах, ни в космической пустоте! Нет пределов творческой воле человека! Вольное познание, власть над природой и разумно устроенным, лучшим обществом!
Давно дело было.
Эмоции впечатываются, впечатляют и дают основание мифу – источнику смыслов. Появляются объяснения, почему страна занята “Бураном” или “Сарматом”, зачем она двигает войска или реорганизует Академию наук.
Если этой восторженной эмоции нет, то смыслы опираются на пустоту и Миф обращается фарсом.
Исчерпание мифа, опорожнение смыслов – приводит в неизбежность времени перемен, основательного поиска себя, своего восторга, любви к своей восторженности, и потому и потом – мифа и смысла. Это и начало нового календаря, отсчёта эпох: от Великой Октябрьской Социалистической Революции был, от Великой Победы только-только закончился.
А теперь – начинается – какой?
Какой календарь? Какой восторг? Какая любовь? Какой миф? Какой смысл?
Вопросов много. Но всенародное единство в том, что можно наконец не лгать, можно выбросить всё ненавистное, всё навязанное: Белую Вежу, доллар, болонскую систему, общее нетворческое отношение к самим себе, – показывает страсть и готовность к новому началу, отношение к моменту как к зачинающему и освобождающему – несмотря на все тяготы переходного периода.
И стратегически, и эмоционально, это наилучший возможный сценарий.
Но нет восторга без жертвы.