Академгородок и Креативный класс

Новосибирский Академгородок проектировался и строился как городок учёных: место, где будут совершаться научные открытия. Одновременно строились:

Учёный мог общаться в одном коллективе – в университете, где работал преподавателем, в другом – институтском, третьем – культурном на киновечерах и концертах. Для важных разговоров – ресторан, для статусного потребления – ТЦ. Для снятия стресса и общего здоровья – лыжня через лес, летом – туризм.

И эта система работала. Известна байка, что одно открытие (сахарная свёкла) одной лаборатории Института цитологии и генетики окупило строительство Академгородка за пару лет.

В последние десятилетия кроме учёных и инженеров – нужен креативный – а на самом деле творческий – класс.

Креативный класс – это суверенитет в платёжных системах, социальных сетях и автоматизированных системах управления, дизайне вещей, опытов, в конечном счёте – образов жизни, которые могут быть привлекательными и привлекают к самой стране, – а если креативного класса нет, то нет.

К сожалению, креативный класс заводится довольно трудно, и домом культуры тут не обойдёшься. К тому же, создание креативного класса имеет много издержек: значительная часть руды уходит в шлак. Дорогое удовольствие.

Каждый нахлебник, дизайнер-фотограф, любитель смузи и крафтового кофе, – это результат массивных и системных инвестиций. В российском случае – оплаченных нефтью.

Креативный класс зарождается в креативных кластерах. А для этого нужно:

Можно продолжать – о транспорте (долгая дорога в кластер – не айс), йога-центрах и фитнесе, доступном семейном жилье (однажды креакл должен размножиться, уехать или спиться – лучше пусть размножается), юридической поддержке, посевных инвестициях, якорных заказчиках…

Креативный класс есть далеко не везде и стоит очень, очень дорого. Очень. И может давать огромную отдачу, но если что-то не доделано – то не может.

В Новосибирском Академгородке ключевой проблемой, как считается, стали теснота и иерархия. Если в кафе-“Поганке” одновременно оказывались старший научный сотрудник со студентами с одной стороны, и доктор наук, профессор, завкафедры, завлаборатории – с другой, – то снс обслуживался по остаточному принципу, не имел доступа к заветным понтам. А больше пойти – некуда.

Поэтому кофеен странных должно быть как можно больше.

Другой проблемой стал НПО “Факел”, точнее – нерешённые проблемы, приведшие к его возникновению. Это проблемы внедрения инноваций в позднем СССР. Я не нашёл способов решения этих проблем в плановой экономике. Переход к креативному классу их снимает.

В случае российского креативного класса такой проблемой являются деньги. Получить инвестиции на Западе гораздо проще. Да и получить достойную зарплату за креативную деятельность. При этом можно даже физически не перемещаться (это уже хорошо, запускает обмен опытом).