Как писать статьи

Понимание, знание, обращение знания в текст или иную материю – эпифеномен разума как видового свойства.

Путь от хаоса к порядку, от сомнений к ясности, от замысла к тексту – процесс индивидуальный, отдельный, но человеческий, характерный.

Далее – его небольшое исследование.

Сперва – рассмотрение проявления текста как процесса, последовательности преобразований сознания творца, активации психических функций.
Заметим, что творец может быть эмулирован коллективом, а отдельные функции могут быть технологизированы и вынесены из сознания.

Затем – попытка ухватить онтологическую схему, то мироощущение, внутри которого написание текста становится возможным.

А в заключении – прикладные вопросы: к чему это исследование далее планируется применить.


Фазы проявления текста

Опорная Метафора – рождение кристалла.

Путь от замысла к тексту можно сравнить с появлением раствора соли (I), введением в раствор (взвесь) особенности – ниточки, например (II), на которой вырастает кристалл (III); когда кристалл готов, его отделяют от основы и шлифуют (IV). Дальше текст живёт сам по себе.

Творческое сырьё накапливается

В “Чайке” Чехова писатель Тригорин постоянно записывал все приходящие идеи в блокнот с намерением позже их литературно обработать и использовать. Приехал, например, и погубил: такой сюжет, а к чему – пока неясно.

Текст, и, вероятно, творчество вообще – начинается с примечания и фиксации в архиве некоего творческого сырья.

В архив идёт всё, что можно: пойманные эпитеты и образы, речевые формулировки, сюжеты, стилистические решения.

Со временем процесс примечания и запоминания технологизируется: автор выстраивает систему, фиксируя в блокнот ли, или в Обсидиан, или на салфетки. Что-то идёт в ближайшую статью или рассказ, что-то может быть поднято из архива через годы – по подходящему поводу, а что-то выбрасывается. Поэтому архив должен быть систематизирован, пригоден к поиску и длительному хранению.

Примечание и помещение наблюдений в архив делается из среды – языковой, событийной, личной, – в среду памяти внешней и внутренней.

Ассоциации для создания текста

Новое понимание, объект знания появляется, когда на поле из заметок и воспоминаний накидывается ассоциативная сеть: увязывается то, что прежде не относилось к единой работе.

Чем ворон похож на письменный стол?

Заметки могут быть разрозненными, ассоциация может быть не ясна никому, кроме автора, но это уже целесообразный круговорот образов и идей, среди которых начинает выстраиваться единство.

На этом этапе появляется что-то вроде рабочего стола: тот массив информации, который будет использован как материал или катализатор создания объекта творчества, оказывается под рукой, – на физическом столе, или вываленный в гигантский текстовый документ из разных источников, или положенный на холст в Обсидиане.

Нет взвести (из фазы I) – нечего увязывать и актуализировать.

Если на первом этапе важнее всего примечание, то здесь в психике (и в инструменте) работает припоминание и различение – как минимум, на полезное и неполезное.

Сборка текста

Шаг синтеза, композиции, компиляции разрозненных, ассоциированных замыслов в единый творческий результат – самый наглядный этап творчества, настолько, что остальные порой не замечаются вовсе.

Вот же: не было произведения, а теперь есть.

Однако без памяти и ассоциативного мышления собирать нечего.

Базовая идея, основание, центр композиции, тот самый творческий акт – подобен откровению: приходит разом как внезапно увиденное. Об этом стоит почитать Жака Адамара – о психологии изобретения в математике. Теория, мысль целиком, как сборка большого количества актуальных наработок, разговоров, ночных бесплодных размышлений, – может прийти в миг, когда творец заносит ногу над ступенькой омнибуса.

Вероятно, для качественной сборки нужно иметь доступ к уже построенным ассоциативным сетям, но не менее важно иметь свободу отбросить их в сторону и увидеть перед собой чистый лист, свободное и отдохнувшее сознание.

Как правило, сборка происходит по одному из двух сценариев: потоковому или фрактальному. Потребные инструменты, в зависимости от этого, разнятся.

Поток

Текст пишется целиком – на основании и в контексте заметок. Какие-то заметки при этом переписываются практически один в один, какие-то объединяются или отбрасываются; многое добывается из памяти.

Работа, выполненная "на одном дыхании", часто кажется очень целостной, внутренне связной. С другой стороны, написать таким образом действительно большое произведение – тяжело: состояние погружённости в материал, непрерывной сборки без потери контекста – энергоёмко и выматывающе.

Инструмент для воплощения такого потока – самый простой: печатная машинка в любом виде.

Фрактал

Другой подход – более дробный, как метод последовательных приближений.

Основанием и зачином сборки становится структура: названия глав, раскрывающиеся в тезисах – смыслах абзацев, которые далее превращаются в развёрнутый текст.

Работа идёт фрактально, с последовательным уточнением фрагментов, происходит восхождение от абстракции – замысла, сюжета, художественной композиции, нарратива, до конкретики слов и выражений.

Типичный инструментальный пример – выращивание текста в виде интеллект-карты (mind map).

Если нет вдохновения, а текст выдать нужно, фрактальный подход – самый доступный, технический. Студентов-дипломников обычно призывают следовать именно ему.

Редактура текста

Когда текст как целое уже готов, пора его редактировать: править речевые обороты, подставлять синонимы, проверять грамматику и тому подобное. Последние штрихи.

Редактура требует другого состояния сознания. Можно не быть в контексте ассоциативных сетей и не заниматься сборкой: замысел уже готов и оформлен.

Вероятно, в этот момент художники приглашали учеников – дописывать тривиальные фрагменты большой работы.

Наиболее аналитический этап, идущий только после синтеза. В литературе редактор работает уже с конкретным текстом, вычитывая его, предлагая сокращения (на основе рефлексивных соображений об отношении части к целому, например), меняя формулировки без изменения смысла – для благозвучия, занимаясь проверкой фактов, формированием сносок, привлекая внимания автора к “подвисшим” вопросам – ускользнувшим из авторского сознания нераскрытым фрагментам.


Онтологическая схема писательствующего

Способы создания текста СВ-07-4 Проектирование текстов и описаний

Другой подход к описанию того же процесса создания текста – онтологическая схема.

В центре – вдохновение, то есть – одновременно рациональный замысел и интуиция текста как целого.

Но для создания текста мало вдохновения. Творческий процесс – разворачивается.

Текст существует в языке: есть речевые нормы, стиль, словарный запас, законы композиции, возможные реминисценции – культурный контекст. Язык и речь, литература в целом – наверху.

В конкретный момент писание происходит посредством чего-то, например, в инструменте текстового редактора, или на бумаге. Рукой, карандашом, в диктофоне. Процесс непосредственного писания, соответственно инструментально обеспеченный, – внизу.

Содержательно-подобная ось: язык – вдохновение – текст.

Текст всегда опирается на что-то, и это – память, писательский архив, картотека. Поле заметок и обрывков мыслей – слева.

И наконец, написанная работа обязательно должна иметь какое-то направление, выход. Путь распространения текста – публикация или другое использование, как внутреннего документа в команде, например, – справа.

Временеподобная ось: память -> замысел -> публикация.


Прагматика

Если приведённые выше описания не верны в корне или хотя бы существенно, пожалуйста, поправьте.

Как вы создаёте текст? Есть ли перечисленные фазы? Как вы их совершаете?

Если же они похожи на правду, то получаются граничные условия на средство и методологическое обоснование инструмента для писателей, способа – писать.

Онтологическая схема – критерий целостности инструмента. Нужно иметь возможность работать с архивом, ассоциировать архивные записи с черновиками, доводить черновики до готовых текстов, публиковать или экспортировать тексты, чтобы они жили дальше.

Сегодня эта техцепочка собрана в Обсидиане и Мирари.