Инь и Ян – опорное различение китайской натурфилософии.
Всякая вещь стремится распасться на две – или является двумя, проявляет оба качества. Это качества собирания и рассеивания, проникновения и принятия, объекта и фона, проявленности и переменчивости и так далее: при выборе всякого способа различения обнаруживается пара свойств, соответствующих Инь и Ян.
Свойства, как правило, не бывают чисты: если их выделить, то они так же распадутся на пару. Инь и Ян – фрактальный способ смотрения.
Так, самое тайное в мужчине – иньское, как сперма, семя. Самое глубокое в женщине – янское, как матка.
Китайцы считают: психика мужчины твёрдая вовне, как орех; а женщины – как персик с косточкой: твёрдая внутри.
Единство и взаимопроникновение Инь и Ян изображаются в схеме Тай Цзи – Великого Предела. Инь и Ян не борются, а сосуществуют – не могут существовать по отдельности.
Различение Инь или Ян принято обозначать сплошной или разрывной чертой – Яо 爻. Два Яо формирует четыре диграммы, три Яо – восемь триграмм, шесть черт – 64 гексаграммы, знака Книги перемен.
Смещение схем как Инь и Ян
Можно предположить, что Ян соответствует Саттве, Инь соответствует Тамас, а отношения между ними – Раджас. См.: Изменение через Санкхья.
Это сводит одну философию к другой, Санкхью к Книге перемен, осуществляя смещение. Схема, ухватывающая знание, легко проникает в другое знание, реорганизует его. Схема – это Ян, предметная область или область познания – это Инь.
Схема и предметная область должны быть комплиментарны, демонстрировать взаимное проникновение.
Схема, взятая из чуждой философии, должна либо раствориться в новой, принимающей её, – либо быть переосознана как включающая её зерно, оплодотворённая ей. Тогда смещение формирует целостность.
Аналогично не работает трактовка китайской натурфилософии как примитивной диалектики: так диалектика взрезает китайскую традицию, не входя с ней в комплиментарные отношения, действует как чистый Ян, как фигура, несущая с собой свой собственный фон.
Поэтому любой инструмент, метод, схема, подход, принесённый на почву конкретной организации, ситуации, области познания и деятельности – должен быть адаптирован к ней и акцептовать её в себя прежде, чем войдёт в силу адекватной применимости.
Инь
Инь – это концептуальная способность принять внедрение. Всегда комплиментарна Ян.
Обозначается прерывистой чертой, кит. 陰 – 阴, буквально “тёмная сторона холма”.
Ассоциативный ряд:
- 0
- Покой
- Пространство
- Холод
- Тёмное
- Тяжёлое
- Мягкое
- Женское
- Фиксация расширенного пространства
- Фон (для фигуры)
Ян
Ян – концептуальная способность осуществлять внедрение. Всегда комплиментарен Инь.
Обозначается цельной чертой, кит. 陽 – 阳, буквально “светлая сторона холма”.
Ассоциативный ряд:
- 1
- Подвижность
- Время
- Жара
- Светлое
- Лёгкое
- Твёрдое
- Мужское
- Расширение пространства
- Фигура (на фоне)