Бездорожье подобно трению: хотя нет никакой конкретной, главной, основной ситуации столкновения и противодействия, но множество мелких сложностей и преград делают движение затруднённым и затруднительным.
Хотя пространство возможностей ограничено, сами возможности – есть, и куда-то ведут. Но трудность реализации возможностей искушает остановиться, подтачивает волю к движению.
Пример – ситуация с МС-21, новым российским магистральным самолётом. Каждый раз, когда самолёт был почти готов к массовому производству, вводились новые санкции на очередной импортный элемент самолёта: “чёрное” крыло, потом двигатели, потом авионика, салон. Каждый раз кажется, что осталось справиться с одним последним испытанием – и оказывается, что нет, что это испытание не последнее, а очередное. Сроки затягиваются, расходы растут: риск истощения на пути.
Если не действовать, не реализовывать эти возможности, то движение остановится. Другой пример – разработка российских суперкомпьютеров и процессоров: когда Т-Платформы достигли выдающегося результата в инжиниринге суперкомпьютера “Ломоносов”, они получили тотальные санкции – запрет на пользование чипами американского дизайна. Попытка переориентироваться на продукцию “Байкал”-а затребовала многих лет работы, но в итоге была оборвана уже санкциями со стороны TSMC.
Бездорожье выматывает, не давая понятных вдохновляющих побед. Всякое движение в преодолении среды – от одного важного события до другого – может оказаться ситуацией Бездорожья. От первой сыгранной гаммы на фортепиано до первого произведения в две руки. От “Привет, мир!” до полезной программы на новом языке программирования. Безрадостное трение.
Способ выбраться из Бездорожья
Ключевое действие в ситуации Бездорожья, по Сунь Цзы, – дисциплинированная последовательность в движении к заранее заданной цели.
Трение при движении само по себе не должно поднимать вопрос об остановке. Если спрашивать о целях, направлениях, смыслах движения при встрече с каждой ямой, то это – только усиливает трение обстоятельств дополнительным внутренним сопротивлением, трудностями управления.
В ситуации Бездорожья нужно сосредоточить силы именно на последовательном продвижении, усиливать дисциплину. Сосредоточение означает: всё прочее, включая дискуссию, признаётся избыточным.
Важно распознать, что это действительно ситуация Бездорожья: нет близкого тыла, нет непосредственного фронта, есть неизбежность трудного пути. Если тыл близко – возможно, это ещё местность Сложного положения и нужно вернуться. Если близко фронт, – возможно, это уже местность Окружения и нужно искать хитрость. Но признав, что вы находитесь в местности Бездорожья, в трудной ситуации – и это именно так, следует прекратить размышления на такт – и просто упорядоченно, сосредоточенно идти.
Mountain forests, rugged steeps, marshes and fens–all country that is hard to traverse: this is difficult ground.
In difficult ground, keep steadily on the march.