Блок на целостность

Мышление в нашу эпоху характеризуется неявным присутствием блока на целостность. Рассматривать феномены холистически считается недопустимым колдунством.

Скажем, магистр Мараховский рассуждает о связи физиологических проявлений (нейродерматит, астма) и острых травматических переживаний (драматическая Разлука, опасная семейная среда) со словами типа “да, я не придумал, эти идиоты, которые верят в такие связи, – среди нас и у них даже есть дипломы”.

Допустить мысль вида “хм, может быть, человек действительно может проживать ситуацию целостно, весь, и физиологически, и психологически” – невозможно. Нет такого сомнения. Кожа – к дерматологу, нервы – к неврологу, и вообще хватит быть размазнёй – нормально живи.

Не подвергая сомнению важность и развитость всё более узких дисциплин – зачастую они делают невозможным усмотрение целого. Процесс “вдумчиво курить вопрос”, в существующей парадигме, ведёт обязательно ко всё более расщеплённым формам познания и наконец к удивительно конкретным “фактам”, и само это углубление, совершенно незаметное и само собой разумеющееся, и есть аберрация восприятия.

Умберто Эко, описывая зарождение науки, демонстрирует поисковый спектр, включая и, например, эксперименты по эксплуатации симпатической магии для определения географических координат судна. В “Острове накануне” собаку ранят ножом и, в раненном состоянии, помещают на корабль. Каждый день ровно в полдень по Лондону нож, которым сделана рана, накаливают над огнём. Подразумевается, что собака начнёт особенно страдать и лаять в тот же миг, и так можно будет воздержаться от изобретения хронометров.

Конечно, не получается. Следствие: не будем никогда исследовать тонкие и сложные связи, а если случайно заметим, то опровергнем их, не глядя.

Очарование мощи аналитического, эмпирического знания к началу прошлого века проникло всюду. Лу Синь в одном из рассказов описывает ситуацию, когда, чтобы вылечить ребёнка с желтухой, герой с трудом и боем попадает к единственному врачу на селе – естественно, китайскому традиционному. Врач брезгливо выслушивает, а потом даёт ведро какой-то совершенно ядрёной и токсичной смеси. Ребёнок умирает. Вердикт: верна только священная западная доказательная медицина, все традиционные формы – шарлатанство.

Конечно, это пропагандистский рассказ – и очень сильный. Но он вкладывает запрет на знание и познание, на познание целостности человека и пересборку человека в целое на других принципах – не из биохимии, клеток, органов.

Абстрактно, теоретически мы готовы принять идею, что на одних и тех же элементах можно усмотреть разные системы – в зависимости от целеполагания исследователя. Да и границы элементов-подсистем на самом деле могут меняться в зависимости от задачи. Так мы работаем, например, с производством, с проектом, с командами. Но как только это касается человека, семьи, государственности – сразу стоп.

Этот запрет формирует контркультуру и контрбескультурие.

Контркультура – например, холистическая медицина, холистическая психотерапия. Холократию в управлении не нужно упоминать, это другое.

Контрбескультурие – например, вульгарная астрология и всякие бессистемные суеверия. Возможно, сюда же культ бороды, долбославие. А может, и некоторые формы геополитики и цивилизационного подхода.

Не надо так.

Мыслепраксис стремится к холистическому мировосприятию и предпочитает систематизированные знания, прошедшие проверку временем и практикой.

На этом пути мышления и практики – многое скрыто.