Длящееся убиение нарратива

Было так: вечерняя усталость, из ящика достаёшь газету (если ящики не подожгли, привет 90-е) “Вечерний Новосибирск”, и читаешь за ужином. Если это не пятничный выпуск, то газета быстро кончается. Что делать? Для выживания нужна информация.

Программа передач сообщает, что смотреть нечего: каналов что-то около полудюжины, там реклама и кровь.

А значит, открываешь книгу. И вот полка за полкой – книги читаются, покупаются. Прочитываются собрания сочинений. Книга за вечер – это нормально, хотя скорее уходит два. Особенно сложные, написанные мыслителями, читаются месяц, потом перечитываются.

Книга или долгое содержательное кино (в кинотеатре, когда туда ещё было, зачем идти, или дома) создают нарратив, классический библейский нарратив: стрелу времени.

Экспозиция и завязка, времена До События. Развитие сюжета. Кульминация – Пришествие, Перелом. Релаксирующие колебания в развязке и гармонизирующее заключение – Благовест.

Проживать ежедневно, не менее полутора часов на сеанс. Для крупной прозы – возможно, потребуется больше.


До развития Сети книга находилась в конкуренции с потоковыми форматами – радио, телевизором. Аудиовизуальный поток служил фоном: передача за передачей (30, 25 минут), реклама (5 минут каждые 15, набор повторяющихся высокоэнергетичных заклинаний: это вкусно, это хорошо, ты этого хочешь). Зарождалось новое время, лишённое нарратива.

Сериал не даёт ни развития, ни завершения.

Реклама – шаманизм, продающие мантры.

Но бедность выбора, низкая концентрация инфопотока оставляла пространство для книги (хотя журналы уже стали закрываться).

Теперь есть Сеть. Клиповость в новостях, в соцсетях, в потоках профессиональной информации. Впервые – текстовая клиповость на любую тему.

Газета никогда не оказывается дочитана.


Бог, намекал Заратустра, умер.

Сейчас его убивают Youtube и lenta. Это был Бог линейного времени, того самого, в котором есть развитие, прогресс, мечта о полудне человечества, в котором есть история философии, да и вообще история как наука.

Время, покорное эпохе, начинает кудрявиться, превращаться в фрактал. Сюжеты и сюжетцы развиваются во всех масштабах одновременно, названные и неназванные, завершённые и забытые, брошенные. В каждый можно погружаться до бесконечности, не встречая там, внутри сюжета, никого.

Каждый сюжет, превратившись в инфоповод или в весть, живёт в своём собственном времени.

Может ли найтись общая судьба – без общего времени?


Мы были знакомы с цикличным временем. Привыкли верить, что время линейно.

Теперь у каждого время – своё собственное. Вне зависимости от желания, готовности, ответственности.

Как заботиться о своём времени? Как подгонять его? Как притормаживать? Как проводить синхронизацию – хотя бы с теми, кто тебе дорог?

Гигиена личного времени, методология временения, время общее и частное, способы изоляции времени, – вот новая повестка, новая дисциплина, ожидающая своего учебника.