Желаемое и действительное

Аффект

Как и в 19 веке, сейчас многие уверены в своей разумности, рациональности, позитивизме. И в позитивизме других людей, действующих сил, особенно если они против твоих врагов.

Антипутинисты приветствуют Майдан. “Беркут”, – говорят они, – суть порождающее противоречие, та оппозиция, что даёт осуществиться Майдану как единству непохожих, как взаимопониманию с полуслова. Майдан, – говорят они, – это явление нового мезолитического единства, это рождение иного общества и иной цивилизации. Новое общество должно было опереться на что-то, что ему сопротивляется, и так обрести прочность.

Неужели никто не встречал аффективные толпы? Например, во время болотных событий в 11-м году. Люди, ещё вчера бывшие адекватными деловыми собеседниками, сегодня становились ретрансляторами, настроенными только на одно сообщение: нет Путину. Люди, ещё вчера не имевшие никакой общественной позиции, начинали повторять чужие штампы, – что делало их очень востребованными собеседниками среди других повторятелей тех же штампов. При этом товарищей с другой позицией – едва сдерживались, чтобы не бить.

“Москаляку на гиляку”, “хто не скаче тот москаль” и прочие кричалки, ритуалы, воззвания к образу врага, – да, проявляются в первую очередь среди радикального крыла действующей толпы, но выражают обнажённые архетипы всей толпы.

Толпа и есть толпа. Аффект борьбы, одна мистерия на всех в ритуалах вроде возложения цветов на Майдане. Это классика.

Всё для фронта

Есть мнение, что на следующем этапе развития Человечества базовой станет экономика дарения.

Это логично и естественно, если задуматься. Для развития производства нужно развитие рынков сбыта. Платёжеспособных граждан становится меньше, так как кончается территория и источник кредита. Пытаются продавать неплатёжеспособным, получают невозвраты, что не благотворно влияет на производство. Выход – устроить экономику целиком иначе, сменить механизмы распределения, например, инсталлировав дарение.

Можно ли рассматривать происходящее на Майдане и в целом на Украине как первые ростки новой экономики?

С одной стороны, да. Есть “краудсорсинг” средств ведения борьбы. Щиты, огнетушители, покрышки. Палатки, еда. Всё бралось и берётся из ниоткуда, по запросам на сайтах, от граждан и доброжелателей.

Но уникален, нов ли этот процесс?

Нет. Это вновь классическая архетипическая реакция на происходящее. Когда в массовом сознании включается знак войны, то включается и работа тыла на фронт. Если фронт – улица Грушевского, то туда и будут сосредотачиваться силы тыла. А тыл воспитан, это свидомые, Львов, Волынь, пол-Киева, да и по всей Украине.

Дарение происходит. Многие последнее для фронта отдадут – в любой войне, иначе это не война, не борьба, не эскалация. Иначе, когда последнее отдавать не нужно, общество может обойтись демократическими процедурами. Аппаратными войнами, троллингом в соцсетях.

Но никаких зачатков новой экономики в этом дарении – нет.

Не миф о геополитике

Говорят: зачем думать о геополитике, службе безопасности, войсках? Наша хата с краю, нам нужнее хорошие дороги, зарплаты врачам и учителям, дома красивые чтоб были и витрины магазинов. Поэтому, говорят, Путин – вор, нужно его прогнать и сразу заживём.

Да, для вас, дармоедов, и приходится держать армию, флот, спецслужбы. Ведь чтобы всё это было – экономике нужна кровь. Собственное производство. Быстрый срок окупаемости. Цикл обновления средств производства. Инновации. Всё упирается в рынок.

А количество рынков на планете ограничено. Поэтому рынки ограждают и вскрывают. Ограждают тарифными и нетарифными барьерами, чтобы дать возможность своим производителям нагнать конкурентов. Дать занятость на своей территории. Зачать экономическую жизнь внутри страны. Вскрывают же – всеми методами. Тарифно, нетарифно, через ТНК, лобби, подкуп, шантаж, войну, культурное давление и так далее.

“Как же”, скажет либерал, “дело в том, что Путин украл 100500 миллиардов, а рынки никто не вскрывает, они и должны быть свободными”.

Свободными рынки должны быть тому, у кого основной капитал уже окупился. У кого уже инновациионный цикл запущен. Показать пальцем, о ком речь? Кто поедает всё содержательное в мире, до чего может дотянуться? Кто приватизирует смыслы и их выработку?

Всем остальным свободные рынки не нужны. Идея про Путина – бред. Давно нужно понять, что Путин, или Обама, или Ким Чен Ын даже, – суть символы, знаки своих информационных и энергетических пространств. Такие говорящие головы в переплетении противоречий и путей. Историю и её движение не останавливались.

“Ах нет, США несут добро, демократию, правовое государство, а это благо само по себе”.

Почитайте про опиумные войны, их причины, механизмы, следствия. Попытайтесь ответить себе, что изменилось.

“Но Путин диктатор! Янукович пользовался поддержкой Путина, они заодно! Янукович беспредельщик, стрелял в своих!”

Всем плевать на Януковича, Тимошенко, даже на Обаму. Все хотят красивые витрины, чистые улицы и дома. Для этого предприятия должны работать и зарабатывать. Для этого там должны быть постоянно новые станки и хорошая рабочая сила. Для этого нужно быстро сбывать товары и окупаться. Для этого есть инструмент принуждения “маркетинг”. А где он не работает – там можно и артиллерией. Всем плевать, заметят только котиков или их отсутствие.

Геополитика – имманентный факт нашей жизни. Она касается каждого. Через одно звено или через несколько. Цепочка связи может умещаться в голове и рефлектироваться, или нет. Геополитике, как математике, всё равно, верите ли вы в неё.