Один поколенческий цикл – 20-25 лет – назад мир был другим, но имел все зачатки текущей ситуации.
Айфону, как и Мюнхенской речи, 18 лет. Андроиду, как и операции по принуждению Грузии к миру, 17. Фейсбуку 21 год, ВКонтакте 19.
В 2007 году, 18 лет назад, вместо Европы от Лиссабона до Владивостока (вариант: от Ванкувера) получилась замена Евроконституции, Лиссабонский договор. Россия была вынесена за границу Запада, тенденция сближения (тоже поколенческая) сменилась постепенным движением на разрыв.
24 года назад были Башни-Близнецы. 21 год назад – первый Майдан. 17 лет – Всемирный экономический кризис.
В начале века зачатки тенденций ещё не были до конца ясны, но угадывались проницательными мыслителями – и требовали осмысления. Философская, исследовательская, прогностическая, методологическая работа, направленная на понимание и становление ситуации – бурлила, перетекая из тусовок ММК, больших ролевых игр, форумов и книжных магазинов – в более серьёзные форматы.
Авантюрист проектировал кризис – сначала финансовый, а потом Европейский; Стариков исследовал будущее крушение доллара и знакомил нас с историей и функцией ФРС; и Перкинс опубликовал свою “Исповедь экономического убийцы” – 21 год назад. Вы можете, наверное, вспомнить целые полки и стеллажи книг и постов.
Программная статья о группе “Конструирование Будущего” на Имперском Генеральном Штабе – 24 года назад. Онтологический верстак, уже следующий этап развития, – 16 лет.
Путин у власти – 25 лет.
Мир, помысленный тогда, теперь достиг предела.
Кризисы случились, инфляция доллара – вот, разворачивается. Глобализация опровергнута, телефоны с соцсетями привели к исчерпанию медиасреды. Программисты успели побывать фриками, потом королями жизни, и теперь становятся обслуживающим персоналом: инфраструктуры – сложились.
Сингулярность ещё не достигнута, китайский тысячелетний цикл заканчивается только в 2044, Тайвань ещё не разыгран, Израиль ещё существует. Но это не поколенческие, а 60-летние (на всю жизнь) смыслы и далее, в ещё более долгие времена.
Всё же поколенческое теперь увядает, исчерпывается, опровергается – как достигшее своего предела. Удержать прежний мир тем же самым усмотрением – невозможно. Предел доверия и глобализации порван ковидом, предел медиа – генеративным ИИ, предел человечности – морем кровавых конфликтов. Это и есть поколенческий предел мышления: вот он.
Онтология и трансценденция, метод и дискурс, прогноз и история, способы собираться в группы, структура интересов – всё требует нового начала из самого чистого, пустого, ясного, незыблемого основания.