Бывают люди, которые соображают о благе, учитывая разных – далёких – людей. С ними можно строить Империю.
Имперское сознание избыточно. “Человек долгой воли” – имеет воли больше, чем эгоистически необходимо.
Противоположен ему – хуторянин. Хуторянину достаточно хаты. Он не учитывает в поступках и намерениях чужого блага, особенно блага далёких.
“Моя хата с краю” – говорит он, и край всё приближается к его хате, пока она не перевалится или не порвётся.
“Счастье найдено нами”, – говорят последние люди, и моргают.
Ницше – Заратустра
Учитывание дальнего в помышлении общего блага – это не о заработке на клиентах любых взглядов и географий. Это о неэгоистичном усмотрении правил общежития, мечтания и будущности и для себя, и для другого.
Без людей, помышляющих общее благо – и имеющих волю приводить свои помыслы к исполнению, – общее благо не возникает. Нет ни государств, ни законов. Есть сплошная война всех против всех – и каждый бьётся за чужой интерес.
Не смотрящие блага дальнего – живут в той системе отношений, которую имперски осознанные проецируют на них. Как дети, ждущие решения отца.
Так одни народы становятся великими, а другие – отнюдь. Хотя отдельные его представители могут играть свою партию блестяще, но – в чужом концерте.
Чтобы созидать мир, быть автором и творцом мира, – нужно созидать Империю, а для того – взращивать имперское сознание: соображать о благе дальнего. И претворять его в жизнь.