Ли 理

Ли 理 – паттерн, схема, принцип; чистая идея.

Состоит из двух иероглифов: Нефрит 玉 и внутри 里. Если рассмотреть кусочек нефрита на свет, то можно увидеть структуру камня, его прожилки, внутренний рисунок – который собственно и порождает, конституирует именно этот экземпляр. Отсюда возникает концепция узора, рисунка, на котором оседает та или иная реальность.

Паттерн-Ли в куске зелёного нефрита
Паттерн-Ли в куске зелёного нефрита

Если Гештальт ухватывает Целостность, то Ли ей предшествует. Жизненный цикл Целого спонтанно разворачивается по “силовым линиям”, структурам, схемам, Ли, которые и есть, в сущности, качество времени – характер временения, естественно доступная форма связи событий, сама их связь.

Возникает вопрос, можно ли говорить о целостности паттернов-Ли? Откуда берутся паттерны и куда они идут? Если Ли относится к другой категории, то почему и к какой?

Ли не есть то, что существует. Это не рисунок, а характер холста, на котором существование спонтанно проявляется. Проявленность рисунка реальности, повторяемость этой проявленности, Ритм и Рифма – ухватывается умом Наблюдателя, как паттерн, преднапряжение, узор, – что сообщает больше о структуре ума и о характере смотрения, чем о реальности как таковой.

Рассуждение о паттернах-Ли как о существующем – подобно попытке ухватить подложку реальности вместо самой реальности. Вернее будет сказать, что Ли – нет, нет целостности и нет холста. Форма без формы, в которой находятся все и всякие Ли, это Беспредельное – У Цзи 無極.

Можно назвать источник Ли, можно сказать, что проявление Ли всегда следует Дао, но в этот момент называния – ум уже описывает имена, существующие в уме и во внимании, он уже описывает лежащее на холсте, уже выражает рисунок узора, а не сам холст и не сам узор.

Паттерн-Ли может быть усмотрен, проявлен, скрыт, привнесён, разрушен, исчерпан, полон, пуст. Плетение – следует Ли.

Структура организации, ума, текста, мысли и всё прочее, что обладает существованием, может характеризоваться устойчивостью и естественностью, самодвижением – если является воплощением Ли, и быть неустойчивым, надсадным, противоестественным явлением – в противном случае. Это делает Ли одним из оснований Естественного управления.