Риск несвоевременности позднего Путина

Можно рассматривать преображения России с 1985 года как поиск способа реализации своевременной схемы управления.

Поздний СССР, во времена Перестройки и далее, стремился выйти в схему баланса во внутренней политике и экономике. Баланс виделся примерно так: Народ, Элиты, Вашингтонский обком (или любой другой внешний координатор отношений Народа и Элит). Причина такого стремления – отдельный интересный вопрос.

Путин воплотил этот номенклатурный идеал: на нужных направлениях – уважаемые люди, архетипические фарцовщики уровня Сечина и Пригожина, а остальным – хлеб, зрелища, и закон. Нет политического веса, права голоса ни у физиков, ни у лириков: все пилят гранты с барского плеча, публикуются в Скопусе и опыляются в Жан-Жаке: в любом случае управляющая позиция, контур управления со всей его сложностью не требуется в стране и культуре.

Возврат базовой управляемости в страну (“властная вертикаль” после геополитической катастрофы) был достигнут с помощью переноса сложной управляемости вовне (встраивание в капиталистический мир на вторых-третьих ролях).

Внутри страны модель была оформлена вполне единообразно: множеством треугольных балансов с арбитром, препятствующим разбалансировке, как-то: Минэк - Минфин - ЦБ; Минобороны - Росгвардия - ЧВК; МВД - Следственный комитет - Прокуратура; и так далее. Поискать, всюду тройки, разделённые на тройки, и кто-то присматривает.

Успех такой модели является косвенным свидетельством кризиса и коллапса советской (пост-сталинской, разбалансированной) модели управления. Но и построенный баланс оказался неустойчивым: отпадение внешних контуров управления прошло явочным порядком, и разверзлась пустота схемы, работавшей так долго и надёжно. Уважаемый, проверенный, свой человек там и сям – не создаёт управленческой сложности, когда она становится нужна.

Воспроизводство практик путинского балансного уклада после 2013 года постоянно кажется внушительным, но пустым. Как последний ПМЭФ: элиты есть, народ (как зритель) есть, иностранцев привезли – но приехавшие иностранцы (вроде президента Алжира) не могут занять управляющей позиции; а собственная повестка отдаёт лубком. Отключённость от Западного смыслопровода не рождает ничего, кроме голода.

Это запрос на другой принцип не просто устроения элит, но самой осмысленности бытия, эсхатологии. Что там, впереди? Какое общество, какой принцип-Ли 理? Какой сорт Сложного?

История требует, чтобы это проживание, преображение прошло по всему организму государственности, сверху донизу. Иначе придётся удивляться: почему золотые памятники Генералиссимусу, победителю великой войны, убирают в ночи, неужто он сам стал Изгоем. Так и кооперативная балансная схема может развернуться и обрушиться на своего Арбитра-Пользователя, если вовремя не сориентироваться.

Сталин пропускал, проводил внешнее напряжение Изгоя внутрь страны до тех пор, пока Изгой не сменился Балансом (и продолжил после). Путин воплощал напряжение Баланса внутрь страны, до тех пор, пока Баланс не сменился фрактальным Изгоем: весь Запад против России; весь Юг против Запада; всё живое против Шваба.

Общество реструктурируется своевременно – или будет платить за опоздание.