Манифест

Тигран ПетросовТигран Петросов
Статья·21.01.2019

Я благодарен Александру Крапеницкому, Александру Юрганову и Дмитрию Куринскому
за их мысли и поддержку.
Моему брату Давиду и Еразик Арутюнян за помощь с армянским оригиналом.
Владимиру Трояна за первое философское вдохновение.
И моим родителям за все.

Введение

1. Если бы я имел возможность выбрать, с кем провести время – с Сократом или Сиддхартхой, или с Чалмерсом или Витгенштейном – я бы без сомнений ответил: с Сократом или Сиддхартхой.

2. Более того, несмотря на то, что я несомненно выбрал бы этот вариант, в действительности подобная встреча для меня не была бы ярким и приятным досугом, но тяжелым, пугающим событием. Ибо для моей жизни этот случай был бы решающим.

3. Это показывает, что для меня есть настоящая философия. И в этом случае мне даже не нужно рассуждать об этом. Мое сознание здесь знает лучше, чем мои рассуждения.

4. После пробуждения от академического сна, я осознал, что мои постоянные сомнения и неопределенная тоска по поводу образа жизни, которые я имел с очень молодого возраста, а также неудовлетворенность разума теоретическими положениями, с которыми я знакомился – неразделимы. И я не смогу удовлетвориться, если последую только одной дорогой, оставив вторую.

5. После ознакомления с определенными философскими, религиозными, научными идеями я не нашел некоторого единого стержня, который мог бы все для меня систематизировать и выступить концом моих поисков. И я решил воспользоваться собственными умом, что было единственным выходом из этого положения.

6. Но, когда я начал эту дело, мой естественный порыв превратился в суетное и пустое движение гордости, о чем я сожалею. Поэтому я много раз отказывался от результатов и начинал заново. Со временем я нашел верный, по моему мнению, способ завершить этот труд.

7. Я не писал его как литературное произведение. Я записывал только те мысли, которые я обнаруживал в определенном состоянии тишины и сосредоточенности. Более того, я оставил те мысли, которые я в действительности переживал как непосредственное [присутствующее] существование, относительно которых я не имел сомнений. Поэтому эти мысли, как мне кажется, не были игрой разума. Также я старался избежать два актуальных, но древних порока: стремиться выдумать что-то оригинальное и стремиться к поддержке и схожести с принятыми авторитетами. Также для меня было очень важно создать исключительно прозрачную и ясную работу, которая будет ясной, максимально короткой, а также лишенной литературного и текстуального влияния.

8. По окончании работы я нашел, что, несмотря на то, что отсюда я вижу много трудностей, в настоящий момент моя мысль и мое стремление, которые я имел с начала этого теоретического пути, успокоены. И в течение некоторого времени нужно обратиться к жизни.


9. Все, что существует является движением. И движение – это все, что существует. Я не могу найти такую вещь, которая не была бы движением, не была бы в движении. Даже та вещь, которую я могу посчитать неподвижной – также движется, но для меня только во времени; иначе я не смог бы рассматривать ее как неподвижную. Поэтому все, что существует – движется.

10. Но если движение существует, то время не может существовать. Если движение имеет место быть, то оно имеет конкретные моменты движения. И поэтому либо времени нет, либо движения нет. И есть движение. То есть: чтобы некоторый момент, к примеру, мое касание другого человека, происходил, нужно, чтобы мой палец прошел предшествующий ряд положений, и только это условие позволяет ему [моему пальцу] достигнуть и коснуться другого человека. И именно это невозможно, если есть время. Они [Эти моменты] не могут существовать, потому что они – прошлое. Любой момент, который существует сейчас, необходимо исключает в положении этого времени существование любого другого момента. И не имеет значения, насколько короткий период времени прошел. И поэтому невозможно, чтобы прошлое и, следовательно, время было, если есть касание другого человека, если есть движение. И поэтому времени не существует.

11. Если время не существует, то такая вещь, как причина, не может существовать. Потому что причина может существовать только во времени. К примеру, причина благодаря которой я сейчас живу – мое рождение двадцать семь лет назад, и я сижу сейчас, потому что я десять минут назад сел. И поэтому невозможно, чтобы причина и ее результат были, если нет времени.

12. Поэтому следует понять, что каждый момент существования, каждое положение существования никакой другой вещи не предполагает и не содержит, кроме своего содержания. И это содержание не предполагает никакой другой вещи, никакого прошедшего существования, кроме того существования, которое сейчас существует как прошлое. Оно существует как прошлое, но оно не прошло, но существует вне времени.

13. Поэтому никакая история, никакое содержание не может выступать основанием и причиной никакого положения существования. Эта история, которую я рассматриваю в качестве причины моего актуального состояния и моей личности вообще, в действительности не может быть причиной. Она – не причина. Более того, никакая история, которую я могу представить, не может быть причиной моего положения, моей личности.

14. Но в связи с этим возникает вопрос. Если я не связано ни с какой историей и не с какой причиной, тогда что такое я? Первая вещь, о которой можно подумать. Я – воспринимающий эти истории и это содержание. Но это невозможно. Никакое восприятие нельзя обнаружить. Я не могу сказать ни того, что я что-либо воспринимаю, ни то, что я - воспринимание. Потому что каждая мысль, каждый образ, который я представляю в качестве себя, в действительности просто некоторое бытие, которое не содержит никакого разделения. В самом деле, «восприятие» значит только то, что для меня нечто существует, и ничего больше. Но «для меня существует» значит только то, что есть чувство или мысль, которое содержит образ «Я», и ничего более. Следовательно, и чувство или мысль обо мне, и любое другое чувство или мысль – это только то, что существует, что содержится в некотором движении, что есть.

15. Чувство или мысль, которое представляется как «я», никоим образом не отличается от другого содержания, кроме как своим содержанием. Сказать: «я воспринимаю» значит только то, что есть мысль или образ «Я», и что никакого восприятия невозможно обнаружить. И поэтому мы можем сказать: нет такой вещи, как воспринимание и восприятие. И поэтому следует сказать, что такой вещи, как я, вообще невозможно найти. Мы вообще не можем говорить о такой вещи.

16. Любое другое содержание, которое могло бы быть вместо этого существования, будет восприниматься так же, потому что оно так же покажется некоторым восприятием и некоторой историей. И никакого субъекта, воспринимающего это содержание, в действительности не будет. Нет такой вещи.

17. Для удобства я продолжу использовать слова «я», «мы» и другие, потому что здесь нет места для развития вопросов о языке.

18. Но если это существование не может иметь какой-либо причины, тогда почему оно таково? Как оно возникает и основывается? Здесь ясны три вещи.

19. Первое: это существование не содержит и не может содержать ничего, что бы проясняло само это существование. Второе: это положение отсылает нас к какому-то иному существованию. И эта отсылка неизбежно следует из данного положения, хотя это существование не присутствует и не может обнаружиться. Третье: этого другого существования для нас нет не потому что мы не можем его познать, ибо нет никаких восприятия и субъекта. Здесь его нет, потому что само существование имеет такую форму. И это не ограниченность нашей познавательной способности, это само существование.

20. Мы определенно можем сказать, что всякое существующее, которое возникает из идей «я» - ошибка, это ложное существование. Гнев, гордыня, страх, зависть и другие известные состояния существования, которые имеют свой источник в идее «я» - ошибка. Но мы не можем сказать, что это значит, что они – ошибка. Мы не можем сказать, что из этого следует.

21. И мы не можем найти никакой вины или заслуги. Всякое мое существование исключает такую возможность, что я каким-либо образом мог не быть самим этим бытием, но каким-либо образом мог бы на него воздействовать. Каждое состояние, которое существует как мое собственное существование, существует тем же образом. Нет разницы, ощущаю ли я чувства своей воли и стойкости, моих сил; что я делаю что я делаю нечто хорошее. Или я ощущаю чувства своей слабости и безвольности; что я делаю нечто плохое. Эти разные содержания существования всякий раз есть одинаковым образом: так, что я уже их переживаю, и не могу каким-либо способом на них воздействовать. Я не могу решить или выбрать, какое состояние и содержание сейчас будет. Они уже присутствуют и чувство «я» - просто их часть, которую никак нельзя от них отделить и вообще обнаружить. И поэтому нельзя найти ничего, что было бы ответственно за заслуги или грехи. И «заслуга», и «вина» никакой истории, никакого времени не имеют.

22. Понимание этого положения поможет освободиться от идеи «я». Следует понять, что любое существование, которое может быть взамен этого существования – будет представлено в качестве «я». Ибо независимо от его содержания это существование будет тем же.