Как я уже писал, в моём мировоззрении и практике есть место гомеопатии.
Тем интереснее было посмотреть это видео:

На "судный день" были приглашены глубоко ангажированные люди, хорошо вскрывшие как рациональные причины отказа от гомеопатии, так и слабость собственной позиции.

О слабости просветителей и о том, как получить пользу от гомеопатии лично для себя и не попасться на шарлатана – ниже.

Разные виды мышления

Мир – разносторонен, люди – разные. Разнообразие людей – ответ на сложность мира, на его несводимость к какой-либо одной позиции или точке зрения.

У всего есть область применения, пути развития и историческая обусловленность. Это относится к физическим законам, человеческим практикам (например, лабораторным, медицинским, юридическим), парадигмам и методам. Разные бывают и мышления, и основания истинности.

Йога, например, – продукт мышления, в котором истинность даётся в субъективном опыте. Да, есть технология достижения, воспроизведения этого опыта. Но это ни в коем случае не объективно: здесь нечего измерять, и нельзя посчитать просветление в процентах. Хотя сама йога, после создания, уже может быть объектом исследования.

Подходящее мышление нужно применять в подходящий момент. Оказавшись в опере или в кино – полностью поддаться самым тонким гуманитарным переживаниям, решая математическую задачу – быть абсолютно чётким и получать удовольствие от сложности и красоты решения. На стыке разных мышлений возможны нетривиальные результаты, поэтому в команде так нужны разные люди.

Научно-просветительская догма

К сожалению, любой формат мышления может стать шорами на глазах. Чаще всего мы встречаемся с шорами обыденного мышления. Но научно-просветительская догма может быть не менее страшной.

Настоящий учёный должен мыслить широко. Просветителю и борцу со лженаукой достаточно наукообразных лозунгов и штампов:

  • Что непонятно, то – лженаука,
  • С лженаукой нужно бороться,
  • Главный инструмент борьбы – численные результаты.

Противоречие наука-лженаука – искусственное: есть огромные области ненауки, и другие – непознанное. Так, задача трёх тел – непознанное: не решается, но является научной. А поэзия, юриспруденция, психология – не являются науками, даже если доставляют удовольствие или помогают людям.

Рефлекс борьбы у просветителей часто срабатывает именно на непознанное: то, что не называет себя наукой и не соответствует сложившимся в науке стереотипам, проработанным научным направлениям.

Непознанное – то, что не умеют измерять, или где измерять вообще нечего. Как следствие, измеряются не относящиеся к явлению, а другие удобно измеримые, привычные величины.

Например, строится выборка для проверки гомеопатических лекарств: группу делят на две половины, одним дают сахар, другим – гомеопатический препарат. Проблема эксперимента в том, что не замечен основной принцип гомеопатического подхода: глубоко индивидуальная работа с каждым пациентом. Эксперимент будет провальным для гомеопатии по построению, по привычке грести всех под одну гребёнку. Но именно этот метод был выработан в эпоху массовой медицины.

Медицина как промышленность

Массовая медицина работает по принципу "боль – лекарство". В условиях стандартных массовых болезней этот принцип – лучший.

Применение медицины в XX веке развёртывалось на народонаселение подобно другим общественным институтам. Так же внедрялось массовое образование, строились гигантские промышленные объекты и агрогорода, в бой шли массовые, многомиллионные армии.

Сейчас эпоха сменилась, и сменилась фундаментально:

  • Огромное количество стандартных болезней, общих для популяции, либо побеждено, либо есть хорошо известные лекарства,
  • Массы не нужны ни в промышленности, ни в армии, ни где-либо ещё,
  • Рядовая причина недомоганий в развитых странах – не недоедание или холера, а невроз и несбалансированный образ жизни.

Промышленный, заводской подход к медицине, с приёмным покоем, стандартным курсом лечения и выпиской, – сейчас не только малорезультативен, но и просто разваливается за ненадобностью. Кризис медицины в Штатах, убогие районные поликлиники и краевые больницы у нас – это норма постмодерна, распадающегося на куски.

Вместо массовых болезней и массовой медицины приходят острова отклонений и области решений. Это не отменяет работу классических врачей, хирургов, скорой помощи, а углубляет её: такая ситуация стала возможной только потому, что массовая медицина сработала очень хорошо.

Как выбрать хорошего гомеопата

При всей узости лженаукоборческого мышления, в нападках на гомеопатию есть здравое зерно: очень много шарлатанов. Базовый принцип: лечить человека, а не болезнь; давать сигнал и опираться на силы организма, а не "нагибать" его лошадиными дозами лекарств, – может быть на практике легко сымитирован разговорами доктора "за жизнь" и произвольно подобранным сахаром.

Поэтому я предлагаю 4 правила, с помощью которых можно принять решение: стоит ли доверять врачу-гомеопату.

  1. У гомеопата должно быть настоящее классическое медицинское образование. Хороший доктор – это не знахарь, отрицающий науку, а мастер, освоивший более широкие горизонты мышления.
    Это правило противоречит некоторым догматическим школам гомеопатии, считающим, что изучать человека не нужно. Тем хуже для них.

  2. После завершения образования должен быть период работы по специальности. Доктор, получивший диплом хирурга, положивший его на полку и сразу ушедший в гомеопатию, – видимо, не понял, чему учился.

  3. На практике гомеопат должен расширять границы классической медицины, а не подменять их. Отправить сдать кровь, провести УЗИ, при необходимости выписать классическое лекарство или отправить к классическому специалисту, – всё это должно быть в арсенале хорошего гомеопата.

  4. Гомеопат должен не один год заниматься практикой. Для наработки навыка воспринимать и помогать человеку как целому – нужен опыт.

И в заключение. Гомеопатия – о помощи в условиях напряжённой городской жизни, соматопсихологических расстройств и других случаев, когда по большому счёту человек создал себе болезнь сам. Если у вас пневмония после переохлаждения, или опухоль, инфаркт, рак, сифилис, ожог, открытый перелом и так далее, – лучше идти к терапевту и дальше, по направлению.