Натурфилософия — это путь избавления от заблуждений.
Иногда мысль была заблудшей в исторически обусловленном мракобесии, иногда — оказывалась помрачена в процессе исследований, а после возвращалась к свету науки.
Вот некоторые примеры.
Грудное вскармливание
В середине XX века было проведено исследование грудного молока. Пользы в нём не обнаружено. Зачем тогда кормить грудью? Женщины, был призыв, не кормите.
Женщины не стали кормить, предпочитая бутылочку. Через несколько лет взошёл больной недокормленный подрост. А учёные наконец обнаружили: оказывается, есть молозиво, необходимое для становления иммунной системы ребёнка!
Вернулась пропаганда кормления грудью. Впрочем, допустимость отказа так и осталась в массовом сознании, с чего производители всевозможных смесей до сих пор получают гешефт.
Измерение долготы
Если знать координаты препятствий, рифов, проливов и точек назначения — портов, то можно не бояться ветров и течений: в открытом море — не заблудишься.
Для этого при съёмке местности нужно указывать широту и долготу объектов, а во время навигации — вычислять положение судна.
Узнать широту достаточно легко по высоте солнца и звёзд над горизонтом. А как узнать долготу? Земля крутится, и на каждой широте небо в полдень или полночь одинаковое.
Значит, нужно знать время в другой, базисной точке. Например, если знать, что сейчас в Гринвиче полдень, то по измерению высоты солнца и звёзд на корабле можно узнать его смещение.
Определение долготы — это задача вычисления полудня в Гринвиче: нужно взять с собой в плавание часы или другой прибор, который показывает гринвичское время.
Проблема создания корабельного хронометра решалась очень долго: часы с маятником на качающуюся палубу не поставишь, и точность должна быть очень высокой.
Умберто Эко в “Острове накануне” описывает другой способ: симпатическую магию, действие на расстоянии.
В Лондоне отлавливали собаку и ранили определённым ножом, чем порождали связь между раной и лезвием. Раненую собаку, не давая выздороветь или сдохнуть, фиксировали в трюме корабля.
Каждый день, в полдень, в Лондоне нож клали в огонь, из-за чего собака должна была начать скулить от боли.
Так технику добивания врага — посыпание клинков, обагрённых кровью в бою, солью, или более знакомые нам куклы вуду, — поставили на службу науке и торговле.
К сожалению, собаки скулили не совсем синхронно, и от этой практики пришлось отказаться. Хронометр, при всей механической сложности, оказался проще и надёжнее.
Измерительный практикум
Современное физическое образование начинается с измерительного практикума и теории физического эксперимента.
- Эксперимент должен быть воспроизводимым.
- Нужно уметь отделить исследуемое явление от всех дополнительных факторов: погоды, электромагнитного поля Земли, частоты тока в розетках.
- Результаты эксперимента имеют случайное распределение, обычно — нормальное, “колокол”. Это нормально, есть техники работы с погрешностью измерений.
Можно сказать, физик, не освоивший основы измерений, бесполезен как физик, профнепригоден. Он не может выделить важные факторы, приняв прочие за малые или за шум. Не умеет обработать результаты эксперимента, поставить задачу на эксперимент.
Случайность не так проста
Взрыхлению предрассудков, крепчайших и отброшенных, служит это видео:
Проводились измерения абсолютно случайных процессов: радиоактивного распада и органической химической реакции. И в рамках каждого измерения картина была вполне характерной: шум, распределение величин, всё нормально. Измерял Симон Шнолль из МГУ. Вот книга по теме. Всё на русском.
Шнолль догадался сравнивать картины распределения (гистограммы) друг с другом в зависимости от времени и положения в пространстве. И, экспериментируя 50 лет, обнаружил цикличные схожести распределений:
- В ритме солнечных суток (солнце на том же месте на небе). При одновременном проведении эксперимента в двух местах их результаты синхронизированы не друг с другом, но с положением солнца: одна картина в полдень в Москве и в полдень в Париже.
- В ритме суток по звёздам (на 4 минуты короче солнечных).
- В ритме солнечного года.
При этом измерения не коррелируют с приливами (нет причинной связи с гравитацией). Но есть связь с изменением солнечной активности: не с величиной активности, а именно с изменением.
Концепция лженауки как постнаучное мракобесие
Как в случае с грудным молоком, часто наука в лице некоторых своих представителей начинает лезть туда, где науке не место, и опровергать то, что к науке не имеет никакого отношения.
Астрология. Бред и шарлатанство, если не провести полвека за наблюдениями и не обнаружить связь физических, измеримых “случайных” явлений самой разной природы — с положением небесных тел. То же самое с использованием Книги перемен, подразумевающим видение огромного числа вложенных временных циклов, от часов до тысячелетий.
Влияние космофизических факторов имеет неизвестную механику, что выводит их из рамок науки, но это не делает их несуществующими.
Если мы будем проводить больше измерений случайных распределений на поверхности всего земного шара, возможно, удастся и обнаружить и подтвердить космоэнергетическую природу пассионарных толчков Гумилёва.
Редукционизм, отбрасывание вторичных факторов, которому совершенно не случайно обучают физиков, возможно, ограничивает нас от большого поворота и подлинно нового понимания, закрывая эту возможность штампом “лженаука”.
Неведение причин
Во всяком биологическом организме есть неопределённость на уровне атомов, молекул, клеток, органов. Даже определив неким мистическим путём полное состояние организма в какой-то момент времени, спрогнозировать его будущее, основываясь на этом состоянии, невозможно.
Надсистема космических масштабов оказывает влияние и является причиной определения случайностей — в некоторой мере.
Возможно, пройдёт время, и будет обнаружено, что эксперимент с собакой в трюме — вполне оправданный и логичный, но должен проводиться немного иначе.
А может быть, мы просто свыкнемся с тем, что натурфилософия теряет свою тотальность, и есть то, что находится под огромным воздействием конкретных физических причин, но ни в коей мере не сводится ни к ним, ни к чему другому, что нам известно.
Воля. Чувство. Мышление. История.