Способы поддержания осведомлённости

Можно выделить три способа поддержания осведомлённости. Так как разных сведений много, а жизнь одна, – каждому приходится составлять какой-то микс. Вот способы:


Робот

Социальные сети и поисковики прошли путь от принуждения пользователей к адаптации в обмен на данные об их поведении – до абсолютного алгоритмического замещения реальности, вплоть до реальности текста, изображения, голоса, поведения. Робот изображает что ему угодно.

“Умная лента” ВКонтакте или в инстаграме – такой же чатбот, как и поисковая выдача, как рекомендации в ютубе. Низший путь осведомлённости – потребление машинного содержания: содержания ума, лишённого природы.

В обмен на подбор сведений, которые робот сочтёт нужным вам предоставить, он изымает дух, душу и истину. Мало в каких областях можно позволить себе такой обмен.

Поэтому ВКонтакте я отключил умную ленту (галочка “сначала интересные”) – и вижу вообще всё, что пишут те, на кого я решил подписаться (это не так уж и много – ВКонтакте демотивирует писать). А вот многие подписчики “Мыслепраксиса” с декабря прошлого года его постов в ленте не видят, и неизвестно, их ли это решение – или изменение алгоритма.


Вовлечённость

Вовлечённость – тонкая плёнка актуальности в той среде, в которой находится и действует человек. Держится на арго, личных связях, понимании имманентной сути вещей между строк.

Это высшая степень осведомлённости, но, к сожалению, предельно локальная: редко выходит за границы рабочего места, предмета увлечения, маршрута дом-работа.

Когда Путин (или Переслегин) внезапно приезжает в Мариуполь, он на мгновение вовлечён.
Способность искать информацию по узкой теме и так формировать осведомлённость – претензия на вовлечённость, но ещё не она сама.


Человек

Есть живые люди, обладающие вовлечённостью и способные делиться своей осведомлённостью. Проблема в том, что нужен перевод с их арго, с языка их предметной области. А это – труд.

Вовлечённый человек должен быть вознаграждён за труд перевода. Поэтому качественное содержание может быть только оплаченным. В первую очередь, деньгами.

Вовлечённый человек не может быть оплачен рекламой: это проституирует, шаг за шагом, год за годом. Мотивирует к кликбейту и гроусхакингу. И то и то – обслуживание робота, попытки ему угодить, что ввергает содержание в низшую форму.

За осведомлённость приходится платить напрямую. Не редакции журнала или газеты (слишком велик соблазн работать на спонсора или робота, слишком мало ответственности). А конкретному автору.

Отсюда растущая популярность substack.com, boosty.to, sponsr.ru или даже ДеньТВ. Семинары малой группой с очным участием – максимально драгоценны. А вот как получить сведения, на какой семинар пойти?

Интересно, что это маркирует возврат в эпоху до радио и даже до книгопечатания, в те времена, когда нужно было находиться в помещении, где происходит событие: монастыре, университете, лаборатории, салоне. Иначе – мир кривых зеркал. И старых книг.


Немного особняком стоит телеграм, который является инструментам не осведомлённости, а диффузии: такой гигантской губкой, через которую продавливается информация – не потому, что кто-то кого-то осведомляет, а потому, что просто некоторые люди думают текстами и порой делают это публично, со ссылками на источники. Телеграм – это нейросеть, запущенная на нас с вами. “Открою ли я этот канал/чат, если там написали?” – “Сделаю ли я репост, продиффундирует ли эта мысль сквозь меня?” – такие параметры у сети.