Перемещаясь из Брюсселя через Антверпен в Амстердам, из франкоязычного католического европейского города в датскоязычный католический и затем протестантский, я обратил внимание на изменение характера капиталистического китча.
Бельгия кичится располагаемым капиталом в его наиболее прямой форме – власти и материальной собственности. Власть, сосредоточенная в Евроквартале, может быть наполнена мигрантами и прокурена коноплёй, собственность – покрыта граффити, но всё равно фундаментальна, масштабна.
Голландия же демонстрирует горделиво применяемый человеческий труд и располагаемый социально-экономический капитал. Голландия полна новых, обновлённых, переосознанных, осознаваемых и преображаемых прямо сейчас вещей и пространств. Социально-экономический капитал – это Амстердам: здания могут быть покосившимися, но ухоженными и с оптимальными собственниками и арендаторами, а главное – в них и вокруг них кипит жизнь, как нигде.
Амстердам кажется вершиной т.н. креативного класса. Море красивых молодых людей, почти без детей: дети социально-экономически невыгодны, детные выталкиваются из города дороговизной – как и немолодые, некрасивые, некреативные.
Но пусть выталкиваются, если есть, куда выталкивать. Интересно, какой Амстердам магнит и какая он (креативная) среда. Я не видел такой концентрации социальности нигде. Огромные окна без штор с видом на каналы – это предтеча социальных сетей: мультипликатор значимости социальных событий, которые происходят внутри. А теперь креативные представители всех народов мира носятся по улицам и заполняют собой мириады кафе.
Креативный класс – это прослойка людей, ищущих новые способы сделать жизнь лучше, и способные делать это только в среде достаточно хорошей, сытой жизни. Взращивать креативный класс – очень дорого. Притягивать его затратно. Без социальных кафе, международного аэропорта, красивых видов и тонкого различения на бытовом уровне – они не становятся креативными и не обращаются в класс. И тогда креатив приходится импортировать без осознавания, как “консультантов” с их методичками – они же внешнее управление.
Продуктивный креативный класс порождает управление эстетикой, управление творчеством, управление экономикой, управление управлением. Хотя и не без отходов производства, естественно.
У нас, в России те же задачи решаются совершенно иначе – и, возможно, нам нужен свой островок Амстердама. Для повышения внутренней сложности нашей креативной и даже творческой ткани.
Кстати, российский капиталистический китч – это брошенная великая мечта.