Город – это сочетание принятых способов жить и действовать, выраженное в материи.
Вот китайский бизнесмен приглашает на знакомство и переговоры в одну из башен даунтауна в Сингапуре. Предлагает посмотреть вид из окна. Ведёт в кафе в переходе между башнями – там много кафе, можно выбрать. Соревнуется потом в том, кто будет оплачивать счёт.
Такой быт, способ быть и действовать, требует материальной базы: развития аэропорта и системы такси, лобби в башнях, башен с видами, моллов и переходов, кафе в них. Смещение быта этого китайца (типичного вполне) порождает другую, но вполне подобную архитектуру, которая наполняется подобной деятельностью.
Так к ситуации “нужно проводить переговоры, налаживать связи” прилегает много небольших шаблонов действий, резонансных пространству и времени. Бесчисленность ситуаций, конечное количество подходящих паттернов, их единственное физическое выражение. Так получается город.
Вот три этапа порождения города:
- Возникновение значимой деятельности, для которой нет удобной формы,
- Чеканка оформления деятельности в материи,
- Смещение формы и деятельности, материальное оформление штрих.
На острове Бали культовые практики, архитектура, экономика и климат составляют самостоятельную целостность. Если с улицы нужен вход, то есть множество шаблонов роскошных ворот, покрытых резьбой, фигурками, высоких и изящных. Через ворота – входят и распознают, различают кварталы. Пустой трон на четырёхугольном постаменте, фигуры божеств, его обороняющих, одежда для фигур обезьян и драпировка трона, лобби гостиниц без внешних стен (на улице всегда тепло), виллы и рисовые поля: если нужно освоить ещё одну клетку земли, вполне понятно, из каких шаблонов и каких деятельностей составить это освоение.
Можно отнестись к городу в проектном залоге: как то, что можно изменить. Тогда есть искушение начать сразу со второго этапа: привнести, сместить из некоторого далёка форму, и пусть соответствующая деятельность самозародится.
Живой город отмечает важное в себе и соответственно меняется, присваивая форму и её практику. Искусственный город – это масштабный проект переделки.
В российских городах, значительная часть которых – молода (100-200-300 лет) и не насыщена исторически накопленными, собственными шаблонами – дефицит форм и деятельностей приводит к дребезгу, неточному прилеганию города и живой жизни. Там, где нет малых разных форм, заполняющих пустоту гармонично – появляются всеобъятные заполняющие мегапроекты.
Вот в Краснодаре появился стадион и парк: масштабная материальная форма. Какую деятельность она поддерживает, какие паттерны? Есть ли порождающее смещение у этих паттернов – или такая форма может только доминировать над городом, слишком дорогая и уникальная для повторения? Пока она породила практику стояния в пробках, покупки жилья поближе к стадиону.
А вот городок Маджента возле Милана. На двадцать тысяч человек – маленькая главная площадь, на ней раз в неделю или две – ярмарка сообществ: всякие группы по интересам, кому что важно, собираются вместе, ставят стенд, знакомятся друг с другом, общаются, и так наполненно живут.
Смещение такой формы в российские условия вместо соответствующей практики порождают какую-нибудь Европею – городок в пригороде Краснодара, опрятный, красивый, скучный. Прежде практики и прежде формы лежит смысл.
Наполнение России местными, хорошо прилегающими к месту смыслами – вот задача, решения которой преобразят и малые, и большие города.