Травма

Травма – напряжение психики, оставшееся в теле и, через тело, припоминаемое.

Если напряжение пришло и ушло, травма не возникает. См. “Пробуждение тигра: исцеление травмы”. Завершение напряжённости, завершённое проживание напряжения – задача Гештальт-терапии, других направлений психотерапии и многих духовных практик.

Напряжённости – травмы – закрепляются на разных уровнях тела и задействуют разные уровни психики, глубже – структуры ума. Неразрешённый биографический опыт закрепляется в мышцах и фасциях, более ранний опыт периода формирования тела – перинатальный и довербальный – в структуре нервной ткани и иннервации, в характере подвижности, в бессознательных органических процессах, а доперинатальный – трансперсональный – в самом теле как таковом.

Исцеление – требует обнаружения узелков напряжения, оставленных травмами, и расплетения их. Исцеление травмы подразумевает работу от приоритета: что-то именно сейчас самое важное, как тот конец верёвки, за который нужно потянуть, чтобы ослабить узел. С такой точки зрения человек подобен бахроме: линии причин переплетаются друг с другом, рождая впечатление объёмного существования.

Следование за приоритетом в завершении травматического опыта, причинности напряжения, ведёт от свежих актуальных событий в отношениях к повторяющемуся или яркому детскому опыту, затем к неразличённым переживаниям (состояниям) довербального, и наконец к надличностной напряжённости.

Надличностные травмы – неосознаваемые напряжённости в коллективном бессознательном, воспринимаемые как безусловный смысл или неизбежный рок: мифы, сюжеты, судьбы.

Бегство от травмы – главный двигатель Сансары, повторяющегося опыта страдания, то же – СКО (Система Конденсированного Опыта) по Станиславу Грофу. Человек бежит от, например, младенческого страха одинокой голодной смерти, а нация – от какого-то другого инициирующего травматического события, вроде ужаса переселения и захвата чужой земли через истребление индейцев, или страха и ликования решающего сражения против захватчика, или невозможности обретения проклятого сокровища. Базовые мифы, формирующие культурный код, в основе своей содержат недопустимое, запретное, непосильное переживание, выраженное в памятовании, – то есть травму.

Миф, потерявший тело – то есть исчерпавший причинность своего народа и потому рассеявшийся – воспринимается как просто слова. Народ – это тело мифа, средство травматического памятования.